Каким должен быть современный учитель?
Каким должен быть современный учитель?
Подготовила: учитель географии
Комарова Т. М.
Сегодня в российских школах преподают 1 миллион 264 тысячи человек. У российской школы по-прежнему женское лицо: 87% всех педагогов — представительницы слабого пола. Сегодня ситуация практически не изменилась.
Женщин — подавляющее большинство, 1 миллион 99 тысяч.
Примерно шестая часть из педагогов — 213 тысяч — пенсионного возраста.
Пока в народе учительская профессия остается малопопулярной и практически непрестижной — у нас очень низкие зарплаты и очень сложная работа. Но кто-то все-таки работает в школах. Требования к образованию меняются, меняются и учителя.
Кто они — современные учителя?
Учителя — очень разные.
— В большинстве своем — очень талантливые фанатики, чудаки, которые все-таки могут «наступить на горло» своей творческой песне и почти вовремя заполнить все необходимые журналы, проверить все тетради.
— Это Дети с неестественно большим чувством долга.
— Женщины, с ненормальным материнским инстинктом, который распределяется на нечеловеческое количество детей.
— Хронически больные школой.
— Знающие, что лучшее средство от старости — общение с детьми.
Часто задаю себе вопрос: счастливый ли я человек? У меня любимая работа. Работа? … Да нет же, школа — моя жизнь, то, без чего я не могу представить свое будущее.
За то время, что я проработала были и бессонные ночи, и минуты боли и обид и уже добрые, согревающие душу моменты.
Участие в прошлогоднем конкурсе » Учитель года» заставило меня еще раз задуматься над тем, какой он, Современный учитель? Оценивая свое участие во всех конкурсных мероприятиях, могу точно сказать, что во многом мне помогло желание не потерять ощущение радости работы и от жизни в целом. Даже, как мне казалось не совсем удачный урок, после тщательного анализа, стал для меня источником мобилизации всех моих знаний, моего опыта и последующей за этим победы.
Так, может быть, это и есть одно из качеств учителя, современного учителя, работающего в школе XXI века — в школе, где создаются условия для того, чтобы ребенку было интересно самому добывать знания, заниматься самообразованием, иметь возможность попробовать свои силы в разных областях, в том числе и в научно — исследовательской деятельности.
Изменения, происходящие в стране, в обществе, коренным образом затронули школьную жизнь: изменились не только программы, учебники, методы и формы работы, но и наши ученики, родители и, конечно, педагоги.
Сегодня перед учителем стоит не совсем простая задача — создать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Никто не сомневается, что будущее нашего общества зависит от сидящих за школьной партой ребят. Необходимо, чтобы учащиеся научились не только отвечать на вопросы, которые ставит перед ними учитель, но и самостоятельно формулировать их для себя в процессе изучения материала.
Хочется вспомнить слова Л. Н. Толстого: » Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать,- он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель«.
А можно ли назвать современным учителя, который не занимается своим самообразованием, ничему не учится от своих учеников? Наши дети по иному видят окружающий мир, рисуют его яркими радужными красками. В этом мире, напоминающем радугу, много теплоты, света, любви. А мысли наших учеников? Наверное, многие замечали, что порой высказывания наших учеников значительно отличаются от прописных истин взрослых своей глубиной.
Современный учитель не только должен учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников.
Ведь учитель:
— это человек, который стоит между наукой и маленькой личностью. Он эрудирован и образован, знающий свой предмет: только большой багаж знаний дает право учить других.
Учитель сегодняшнего дня — это человек преданный своему делу и своим ученикам.
Современный учитель — это профессионал, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний. Когда надо, он артист, Художник, потребуется — писатель, певец.
Моя цель не только формировать знания, умения, навыки, но и помочь каждому ребенку сформироваться как личности, развить желание и стремление в преодолении жизненных трудностей, умение правильно оценивать свои поступки, результаты своего труда.
Цель Рождает принципы . Их немного:
— отказ от принуждения и подавления: к значительному результату через любовь и уважение, положительный эмоциональный фон жизни и учебы ребенка;
— у творческого учителя — творческий ученик;
— оптимальность и емкость учебного процесса: эффективное учение и успешное развитие ученика.
Эти принципы определили мое педагогическое кредо.
Три моих » Всегда » и три моих » Никогда «
Всегда быть настроенной на восприятие психологического состояния ученика и вовремя прийти ему на помощь;
Всегда уважать мнение ученика, создавая тем самым условия для его самоутверждения и самореализации;
Всегда вселять и поддерживать оптимистическое отношение к событиям;
Никогда не быть равнодушной к состоянию, поступкам и высказываниям детей;
Никогда не допускать ощущения превосходства учителя над школьником, одного ученика над другим;
Никогда не оставлять ученика в состоянии безысходности и беспомощности.
Все годы работы в школе я тружусь над сводом правил. В этом мне часто и успешно помогают великие люди прошлого и настоящего. Вот лишь малая часть этих Правил :
— Если мне на уроке скучно, каково же детям?
— Подводя итоги прожитого дня, сформулируй уроки, полученные тобой от детей.
— Все есть яд, и все есть лекарство. Тем или другим их делает доза.
-Буду безгранично справедлива к детям. Отсутствие справедливости ничто не перекроет — ни знания, ни способности.
— Трачу время на то, что достойно траты.
— Все дети талантливы.
— Плох не ребенок, плох его поступок.
— В каждом ребенке чудо, ожидай его.
Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т. е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности.
Отличительными чертами современного педагога, педагога — мастера являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда.
Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Именно это является одной из причин моего личного участия в обучающих, практических семинарах, методобъединениях, курсах повышения квалипикации.
Труд учителя неимоверно тяжел, но столь же и интересен, он дает возможности безграничного творчества. Оказавшись в трудной ситуации, вспомним советы психологов: » Не можете изменить ситуацию, измените свое отношение к ней». Всегда найдутся те, кто смогут в этом вам помочь, те, кто вас окружают: учителя — единомышленники и ученики.
Быть учителем трудно — но возможно. Главное, учителям надо учиться быть счастливыми. Ведь несчастный учитель никогда не воспитает счастливого ученика.
У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра.
Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: » В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». Каждый из нас может подарить частичку своего тепла, любви другим.
Как и любой человек я люблю шутить и улыбаться, потому что в атмосфере скуки и недоброжелательства мне очень неуютно. Я всегда вспоминаю замечательные слова Мюнхгаузена: » Серьезное лицо — еще не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением.
Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь!». Что можно к ней добавить? Современный учитель — человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.
Профессия учителя стала для меня возможностью самореализации личности. Работа учителя приносит удовлетворение, новую энергию.
А еще у меня есть своя формула успеха, которая представляет собой сумму следующих составляющих:
Любовь к своему делу + вдохновение + компетентность + дальновидность.
Но главная Формула успеха — это признание, когда видишь отражение того, что хотелось получить, в результате проведенной работы, в глазах учеников, родителей, коллег, окружающих.
Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед.
Свое размышление хочется закончить словами из стихотворения Г. П. Петелиной:
» В нашей жизни все неповторимо,
Так ведется издавна, в веках,
Только лишь одно бесспорно, зримо:
Кто учил — живет в учениках».
Каким должен быть современный учитель?