Каждый выбирает для себя
Все мы знаем и любим строки из стихотворения известного поэта Юрия Левитанского «Каждый выбирает для себя…»: Каждый выбирает для себя Женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку Каждый выбирает для себя. Русская классическая литература в полной мере подтверждает эту мысль поэта. Ее герои, такие разные, живут в разные эпохи, обладают разными взглядами, имеют совершенно разное происхождение, разное образование и так далее. Каждый из них выбирает свой жизненный путь, свою философию, свое мироощущение.
Возьмем, к примеру, роман Л. Н. Толстого «Война и мир». Это произведение, как известно, «населено» огромным количеством героев, и у каждого из них — свой путь. Вот семья Курагиных: отец — князь Василий, дети — Элен, Анатоль, Ипполит. Князь Василий, мнящий себя заботливым отцом, хлопочет об участи своих детей, особенно дочери.
Он, следуя понятиям светского общества, стремится выгодно выдать Элен замуж. В его понимании «выгодно» — это значит за богатого мужа. О любви, каких-то чувствах этот герой не задумывается, как, впрочем, и его дочь.
Говоря простым языком, Элен Курагина стремится выгоднее продать свою красоту, свою прекрасное лицо и тело. Недаром у Пьера, когда он впервые увидел эту светскую львицу, сложилось впечатление, что она предлагает себя всем, соблазняет мужчин. От этого в душе героя зародилось какое-то «нехорошее, неправильное» чувство. Семья Курагиных добивается своего: Элен выдают замуж за новоиспеченного князя Безухова.
Но семейная жизнь этих людей не складывается — слишком разными оказались супруги, слишком разными были их жизненные и внутренние уклады. В итоге Элен оказалась у разбитого корыта. Из-за своего легкомыслия, поверхностности, испорченности, отсутствия жизненных идеалов она потеряла мужа.
Заведя интрижку с Долоховым, Элен вынудила Пьера драться с ним на дуэли, а после и вовсе развестись с ней. Жизненный итог этой героини печален: мы узнаем, что она где-то за границей тяжело заболевает и умирает. Другой жизненный выбор делает муж Элен — Пьер Безухов. Его путь — это путь поисков, проб и ошибок, который заканчивается истинным счастьем. Герой всеми силами стремится к свету, к правде.
Именно это случайно приводит его в масонскую ложу. Кроме того, деятельность Пьера обращается к крестьянам: он предполагает завести для них больницы, школы. Но самый важный этап жизни героя начинается с вторжением войск Наполеона. Пьер не мог оставаться в стороне, когда его отечеству грозила такая страшная опасность. Именно здесь, на войне, Пьер сближается с простым народом, осознает его мудрость, ценность его образа жизни, его философии.
Знакомство с Платоном Каратаевым во французском плену помогло ему глубже проникнуть в мировоззрение патриархального крестьянства. Пьер осознал главное: человеку не так уж много надо для счастья. Причина страданий и мучений человеческого духа чаще всего кроется в стяжательстве, непомерном корыстолюбии. В итоге герой обретает свой смысл жизни, находит счастье в общественно-полезной деятельности и в семье. Он женится на Наташе Ростовой, в которой воплощается его идеал женщины.
Каждый выбирает для себя… Эти строки с полным правом можно отнести и к молодым героиням пьесы А. Н. Островского «Гроза» — Катерине и Варваре. Обе героини поставлены перед выбором: жить, подчиняясь законам «темного царства» и губя свою душу, или пытаться жить по-своему. Катерина и Варвара решают эту проблему каждая по-своему. Катерина старается подчиняться законам Домостроя, потому что они соответствуют ее внутренним законам.
Она чувствует за собой обязанность любить мужа, угождать свекрови, работать по дому. Поэтому свою любовь к Борису Катерина расценивает как неискупимый грех. Варвара же только внешне соблюдает законы «темного царства».
Но на самом деле они не соответствуют ее внутренним представлениям о жизни. Поэтому с детства героиня привыкла врать, изворачиваться, утаивать и, в итоге, подстраиваться. Сама она говорит об этом: «У нас ведь дом на том держится.
И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало». Варвара никогда не будет протестовать открыто. Но она всегда сделает так, как хочется именно ей. Так, героиня потакает своей прихоти гулять с Кудряшом. Ночью она тайком уходит из дома и возвращается только под утро.
У каждой из героинь есть возлюбленный. У Катерины это, к ее несчастью, не муж, а Борис, племянник Дикого. Героиня долго сопротивляется этому запретному чувству, отрицает в себе явную влюбленность в Бориса Григорьевича. Но когда Тихон уезжает из дома надолго, Катерина, поддавшись уговорам Варвары, идет на свидание к племяннику Дикого. В этом плане очень важен эпизод с ключом.
В этой сцене вступают в противоборство не просто две героини, но их мировоззрения, их теории относительно правды, честности, праведности. Теория Варвары — делай все, что тебе угодно, лишь бы все было «шито-крыто» — одерживает верх над желанием Катерины сохранить верность себе и своим нравственным идеалам. Катерина идет на свидание с Борисом, становится его любовницей и предает себя. С этого момента во внутреннем мире героини происходит раскол.
Теперь ей нигде нет покоя. Никто, кроме Варвары, не знает о ее измене, ее некому осудить, но Катерина осуждает и наказывает сама себя. Женщина не может жить с таким тяжелым грузом на сердце. По приезде мужа она сознается во всем Тихону и Кабанихе и кончает жизнь самоубийством.
Она не способна пожертвовать своей жизнью ради любви. У этой героини на первом месте стоит она сама, ее желания и прихоти. Варваре незнакома жизнь «по божьим законам», она даже любит для себя, не умея отдавать, жертвовать.
Поэтому ее никогда не постигнет участь Катерины. «Каждый выбирает для себя» … Верность этой мысли еще раз подтверждают нам герои русской классической литературы.
Каждый выбирает для себя