Классный час на тему родители. Проблема отцы и дети
Учитель. Проблема отношений детей и родителей. Вечная тема для обсуждения. Вечный конфликт. Инсценировка
Две девушки (1 и 2 участники) показывают инсценировку: разговор подруг, который произошел в школьном вестибюле после уроков. Одна из девушек (Марина) замечает, что у ее подруги (Светы) набитый рюкзак, и узнает, что та уходит из дома к знакомым.
Марина: Что случилось?
Света: Мне опротивело все в этом доме. Родители с их вечными моралями и причитаниями, обеды по воскресеньям, гора посуды вечером. За меня все уже решили: что делать, что носить, куда ходить, с кем дружить. Папина сестра, тетя Ира, лучше меня знает как мне жить. Какое ей вообще дело?! Почему маме моей никто не нравится из моих друзей? Каждого из моих друзей я должна приводить им на комиссию. Если б ты знала, как мне надоели ежедневные допросы с пристрастием! У меня своя жизнь.
Марина: Родителей не выбирают.
Света: Брось, твои предки тебе слова поперек не скажут. Делай, что хочешь, никто тебе не указ. Когда, кстати, ты вчера вечером вернулась?
Марина: А никому нет никакого дела, когда я вернулась. Приходишь домой, будто никого нет. Никто даже не поздоровается. Мама вся в своих проблемах, отец от газеты не оторвется. Я с твоей мамой больше, чем со своей разговариваю.
Обсудите проблемы подруг. Чем они отличаются, чья проблема серьезнее? Какие пути разрешения конфликтов могли бы предложить подростки. Обмен мнениями.
3 участник. С самого нашего рождения родители получают право во всем управлять нашей жизнью, и мы совершенно от них зависим. Нравится нам это или нет, но мы начинаем свою жизнь под опекой родителей.
4 участник. И будем откровенны: в начале мы этому рады: мы имеем все необходимое и весьма счастливо и весело проводим время. Мы начинаем ползать, потом — ходить, много плачем, иногда озорничаем, иногда нас шлепают, хотя в целом мы получаем куда больше поцелуев и подарков, чем шлепков.
3 участник. Но потом все изменяется. Родительские объятья нам становятся тесны, а их заботы оказываются домашней тиранией.
4 участник. Почему родителей так обижает и ранит поведение их «взрослых» детей? Заслужили ли они грубость с их стороны?
3 участник. Есть среди вас те, кто всегда доволен своими отношениями с родителями? Кого родители всегда понимают, поддерживают, кому доверяют? Обмен мнениями. Игра «Идеальные дети — идеальные родители»
Разделите аудиторию на 5 групп с помощью любой игры. 1 гр. — представляет себя в роли родителей; 2 гр. — в роли детей. «Родители» описывают идеального ребенка в их представлении. «Дети» — идеального родителя. Каждая группа должна назвать по 10 качеств. 3 гр. — записывает свои суждения по вопросу «обязанности родителей по отношению к детям»; 4 гр. — по вопросу «обязанности детей по отношению к родителям»; 5 гр. — отмечает 5 предметов, по поводу которых возникают конфликты между родителями и детьми. Сопоставление и обсуждение результатов.
Учитель. Исследования показали, что, несмотря на личностные различия, взаимоотношения родителей и подростков в большинстве случаев складываются довольно гармонично.
Особенно остро родители критикуют подростков, не проявляющих чувства ответственности. Прежде всего это касается следующих вопросов (выслушайте внимательно и выскажите свое мнение: справедливы ли требования родителей?):
5 участник (вывешивая записанные на листах бумаги требования). u» (выдав каждому чистый лист бумаги). Запишите в 2 колонки: 1 — все обязанности, которые выполняют мама и папа; 2 — все, что делаю я. Сравните эти списки. Выполнение задания. Обсуждение. Выводы. Ролевая игра «Интервью»
Предложите провести шуточное интервью. Один ученик — журналист, другой — родитель (собственные папа или мама).
Вопросы для интервью: u» Давайте разберем довольно типичную ситуацию и поразмышляем над ней.
3 участник. Максим заявил маме, что они с друзьями собрались провести выходные на даче. Мама категорически против этой идеи. Что делать? Во-первых, Максим уже пообещал друзьям, что он едет с ними. Во-вторых, он считает себя достаточно взрослым, чтобы решать такие вопросы самостоятельно. Довольно того, что он поставил родителей в известность. На повышенных тонах, возмущенным голосом он говорит, что ему стыдно перед друзьями, что ему скучно сидеть дома с ними, с родителями. Мама в слезах, сидит огорченная и обиженная. Максим хлопает дверью и идет собирать вещи.
Учитель. Что вы думаете о поступке Максима? Он прав, не совсем прав, совсем не прав? Обсуждение проблемы.
4 участник. Давайте посмотрим на эту ситуацию с другой стороны. Почему мама не хочет отпускать Максима? Может она не хочет, чтобы у него были друзья? Или она хочет, чтобы он вырос замкнутым угрюмым домоседом и всегда держался за ее юбку?
5 участник. Конечно, нет! Она просто беспокоится за него, не хочет, чтобы он попал в дурную компанию, начал выпивать, курить. Когда родители убедятся, что вы способны принимать самостоятельно разумные, зрелые решения (не потому что вам запрещают, а потому что это стало вашим убеждением), тогда они будут спокойны за вас. Но такое доверие надо заслужить.
3 участник. Постарайтесь понять ваших родителей и рассеять их тревогу, которая часто бывает чрезмерной. Но она продиктована только любовью к вам. Попробуйте им рассказать подробней о своих друзьях, об их семьях, об увлечениях. Может быть стоит их познакомить с вашими родителями? Если нет — то что же это за друзья, которых вы скрываете от родителей? Может быть мы обманываем самих себя?
4 участник. Взрослея, мы неизменно идем к независимости от старших: этот путь и для родителей, и для детей связан с большими радостями и определенными трудностями, обидами и огорчениями. Родители постепенно теряют власть над детьми, дети обретают все большую свободу мыслей и поступков.
5 участник. Быть самостоятельным — это также выбор, где без ответственности не обойтись. Мы, а не родители, начинаем отвечать за свои поступки и слова. Может, быть взрослым — это также задуматься о своем будущем, а не считать, что об этом позаботятся родители?
3 участник. Если мы взрослые, то нам нужно попытаться понять своих родителей, найти в своем сердце сострадание к ним. Если мы взрослые, то мы несем ответственность за свои отношения с родителями.
Учитель. Вы никогда не задумывались над тем, что зачастую молодые люди, всеми силами освобождаясь от родительской опеки, попадают в зависимость от своих друзей. Можно ли это назвать свободой?
Пусть этот вопрос будет домашним заданием к следующей нашей встрече, на которой мы и поговорим о настоящей и мнимой дружбе, о давлении в среде сверстников, о том, как остаться независимым в суждениях и поступках, сохранив при этом дружеские отношения и личный авторитет.
Классный час на тему родители. Проблема отцы и дети