Классный часа в начальной школе. Что за чудо этот чай!
Автор: Литвиненко Ольга Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ
Ташлинская средняя общеобразовательная школа, Оренбургская область Тюльганский район с. Ташла.
Описание материала: сценарий предназначен для организации праздника в начальной школе. Разработка может быть полезна как учителям начальных классов, так и педагогам дополнительного образования. Тема.
Что за чудо этот чай! В подготовке данного мероприятия использовались следующие Воспитательные технологии:
— технологии КТД ;
— технология организации и проведение группового воспитательного дела ;
— педагогика сотрудничества;
— технология личностно-ориентированного подхода.
Методы и приемы:
— методы словесной передачи информации и слухового восприятия ;
— метод наглядной передачи и зрительного восприятия информации ;
— методы стимулирования и мотивации .
Цель: формировать правильное отношение к русским национальным традициям; воспитывать чувство патриотизма и любви к родине.
Задачи:
1. Создать условия для пробуждения интереса детей и родителей к совместному проведению мероприятия, создание атмосферы тесного общения и взаимопонимания.
2. Приобщать родителей к интересам детей, возвращение в семью русских традиций.
3. Способствовать поддержанию интереса учащихся к общественной жизни, формировать активную жизненную позицию.
Оборудование:
— иллюстрации растений: липа, мята, смородина, малина, зверобой, душица, лимон;
— плакаты;
— костюмы царя, послов, профессора, трех сестер;
— самовар;
— пироги, сладости;
— чай;
— веретена, пряжа;
—
Веники из газеты.
Этапы:
1. Подготовка учащихся к работе.
2. Выступление детей.
3. Историческая справка о чае.
4. Выступление родителей.
5. Инсценировка пьесы.
6. Загадки, конкурсы.
7. Подведение итогов.
8. Рефлексия.
9. Чаепитие. Ход занятия Ведущий:
Дорогие гости!
Как говорится-
Милости просим
В нашу светлицу.
Не нужно платы
И робеть не надо.
Всем, чем богаты,
Тем вам и рады.
Ученик 1:
Не стесняйтесь, проходите
В нашу горницу, друзья,
И улыбки захватите —
Ведь без них никак нельзя.
Ученик 2:
От души признаться надо,
Что давно вас в гости ждем.
Вы своим приходом радость
Принесли в наш светлый Дом.
Ученик 3:
Здесь, без всякого сомненья,
Чай душистый всех вас ждет,
Несколько сортов варенья,
Пироги, ватрушки, торт.
Ученик 4:
Мир вам, гости долгожданные,
Что явились в добрый час.
Встречу теплую, желанную
Мы готовили для вас.
Ученик 5:
Хлебосольством и радушием
Знаменит наш русский край.
Для гостей и песни русские,
И медовый каравай.
Ученик 6:
И места для вас приметные
За обеденным столом…
Пусть с гостями радость светлая
Входит в наш просторный дом.
Ведущий:
В знак признания и отличия
Нам приятно в этот час
По старинному обычаю
Хлебом — солью встретить вас.
Исполняется песня
Приходите, гости (на мотив
Жили у бабуси ). Дети поют запев, а родители отвечают.
Дети:
Приходите, гости,
Приходите к нам.
Вам дадим похлебки,
Киселя нальем вам.
Родители:
Нет, нет, не хотим,
Мы и так посидим!
Дети:
Приходите, гости,
Приходите, наши.
Мы нальем вам супу
И дадим вам каши.
Родители:
Нет, нет, не хотим,
Мы и так посидим!
Дети:
Посидите, гости,
Мы вас приглашаем.
Самовар поставили,
Напоим вас чаем.
Родители:
Мы идем, мы идем,
И чайку мы попьем.
Ведущий: Традиции чаепития в разных странах не похожи друг на друга. Например, в Японии этот ритуал, где до мелочей продумана каждая деталь, и каждое движение что-то означает. Попробуй сделать неверный жест — и разрушить всю чайную церемонию, а то и, того хуже, станешь хозяину врагом.
Ученик: На Руси чаепитие всегда отличалось простотой и сердечностью. Самовар на столе как бы приглашает расслабиться и вести долгие задушевные беседы.
Ученик: За нашу любовь к чаю нас называют водохлебами. Похрустывая крендельками, гости, и хозяева незаметно выпивали до десяти стаканов чаю. Приглашая
Пожаловать на чай, хозяева предлагали гостям чувствовать себя свободно,
Без церемоний.
Ученик: Москвичей дразнили чаехлебами. В отличие от Петербурга, где
Пили кофий, в Москве с утра до вечера
Чай гоняли
Ученик: Считалось неприличным пригласить гостя и не напоить его чаем. Чай пили не внакладку, а вприкуску, чтобы не перебивать сахаром его настоящего вкуса.
Стихи читают родители.
Родитель 1:
На завалинке, в светелке
Иль на бревнышках, каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели,
Кое-где и при свечах,
Говорили, песни пели
И, конечно, пили чай.
Пироги, баранки, сушки
Были очень хороши!
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
Родитель 2:
Быт людей отличен веком,
Поменялся старый мир.
Нынче все мы — по
Сусекам
Личных дач, домов, квартир.
Наш досуг порою мелок,
И, чего там говорить,
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить.
Ведущий: А вы посмотрите вокруг! У нас светлая горница, на столах самовары, столы от угощения ломятся, хозяева гостеприимные, гармонист отличный. Чем не посиделки?
Родитель: Только одно условие: на посиделках запрещается скучать, разрешается петь, плясать и шутить.
Родитель: А по какому поводу посиделки?
Ведущий: Угадайте! Листья салата, петрушки, укропа, капусты, лука люди едят. А есть такое растение, листья которого есть нельзя, а все-таки их каждый день на стол подают. Что это за растение?
Так вот на посиделки нас всех сегодня собрал чай. Это очень чудодейственный напиток. Он лечит, и компанию веселит, и способствует задушевной беседе. А вы знаете, откуда появился чай, где его родина?
Об этом нам расскажет профессор чайных наук Цейлон Китаев.
Профессор: Культура чая — древнейшая, ей пять тысяч лет. До сих пор спорным считается вопрос о родине чая. Длительное время ею считался Китай, потом — Индия, а по последней версии — Вьетнам.
На международную арену чай вышел из Китая. Китайское слово
Ча означает
Молодой листочек.
Ведущий: Это очень интересно, профессор. А как чай к нам на русскую землю попал?
Профессор: А вот на этом остановиться подробнее. Наберитесь терпения, лекция моя рассчитана на два часа. Вы не торопитесь?
Ведущий: Заскучают наши гости от лекций таких. Может, как-то ускоренной технологии можно об этом узнать?
Профессор: Если хотите побыстрей да поинтересней, сходите в театр на спектакль
Сказ о первом русском чаепитии
Инсценировка пьесы.
Картина 1.
Три девицы прядут и поют песню
То не ветер ветку клонит
Ведущий:
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
Ученица 1:
Кабы я была царица,
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир.
Ученица 2:
Кабы я была царица,
То на весь бы мир одна
Наткала б я полотна.
Ученица 3:
Коли буду я царицей,
Так я батюшке царю
Пачку чая подарю!
Ученица 1:
Господи, сестра, изволь,
У тебя, похоже, боль
В голове или в зубу.
Говоришь ты ерунду.
Ученица 2:
Ишь, придумала какое!
Я в ней спесь-то успокою!
Ведущий:
Ой, сестрицы дорогие!
Разошлись вы не на шутку,
Успокойтесь на минутку.
Про глубоку старину.
А сестрица-то, похоже,
Эту сказку знает тоже.
Картина 2.
На сцене трон, а на нем надпись
Царь. Открывается надпись:
1638 год. Михаил Федорович Романов.
Царь: Вы послы мои, идите,
К Алтын — хану попадите,
Соболями одарите,
Черно — бурыми лисами
Да каменьев драгоценных
Захватите непременно.
Ведущий: Послы с приказом согласились
И с поклоном удалились.
Царь же стал, как всем понятно
Ожидал послов обратно.
Царь: Много ценных я диковин
Алтын — хану приготовил.
Чем ответит Алтын — хан?
Что же мне пришлет мне он в дар?
Ведущий: Дни и месяцы прошли…
Возвращаются послы.
Царь их кормит и поит,
И ответ держать велит.
Царь: Чем ответил Алтын — хан?
Что же мне прислал он в дар?
Послы: В чужих странах мы бывали,
Много дива повидали,
Посетили Алтын — хана.
Вроде все в нем без изъяна.
Но с чудинкой он, однако…
Вот смотри подарок, на — ка!
С подноса скидывается покрывало, а под ним горка чая с надписью
Чай
Ведущий: Как увидел царь-отец,
Что принес ему гонец,
В гневе начал он чудесить
И послов хотел повесить.
Царь: Посмотрите вы, бояре!
Ведь смеется чай над нами!
Ах, насмешник он какой!
На него пойду войной!
Ведущий: Но, смягчившись на сей раз,
Слугам дал такой приказ:
Чудо-листья заварить
Да боярам подносить.
Царь. Чтоб не страшно было вам,
Перву чашу выпью сам.
Ведущий. Глотнул раз… Потом второй…
Вкус понравился.
Царь. Крутой!
Ведущий. Царь-то наш дивится чуду.
Царь. Если только жив я буду,
Буду устали не знать,
Каждый день чаи гонять.
Ученица 3. Ой, вы гостюшки честные,
Люди вы мои родные!
Коли лгу, пусть Бог простит,
Но история гласит,
Что без чая с той поры
Жить не могут на Руси.
Ведущий. Это было первое чаепитие на Руси. Понравилось ли вам наше представление?
Профессор. А вы знаете, что есть две легенды, которые говорят о том, как люди узнали секрет чая? Нет?!
Тогда мои ученики расскажут вам об этом.
Ученик 1. Согласно одной легенде, чай — бодрящее, прогоняющее сон питье. А открыли
Это китайские пастухи, которые заметили, что животные, обглодав кусты, становились необычайно резвыми и подвижными. Пастухи сначала тоже попробовали жевать листья чая, но они были очень горькие и невкусные. Тогда пастухи стали кидать листья в котелок с водой и пить напиток.
Ученик 2. Группа людей прогуливалась на природе вдали от города. Они сварили еду и оставили ее, чтобы она немного остыла, а сосуд с едой накрыли веточками с куста, который рос рядом. Когда через некоторое время они пришли, чтобы пообедать, то увидели, что еда необычайно разварилась и размягчилась, приобрела необычайный вкус, который им очень понравился.
Тогда люди сообщили об этом знахарям, которые лечили травами. Те стали присматриваться к чаю и изучать его.
Ведущий. Россия расплачивалась за чай с Китаем мехами и золотом. Чай в Москву привозили за 11 тысяч километров. Этот путь длился от полутора до двух лет. Долгое время этот напиток был редкостью, стоил очень дорого и считался привилегией знати.
Зато теперь чай стал нашим национальным напитком. А вот и доказательство . Лучшую в мире
Чайную машину изобрели в России. Это самовар.
Профессор. Да чаю все рады. Хотя бывает и такое, что…
Но сами посмотрите и все поймете.
Исполняется песня — инсценировка
Чай ты мой золотой на мотив песни
Когда б имел златые горы. Поют девочка и мальчик.
Девочка. Когда б имел златые горы
И реки, полные вина?
Мальчик. Все отдал бы за чашку чая
И выпил бы ее до дна.
Девочка. А коли я пришла бы в гости
И красотой пленила вдруг?
Мальчик. Я б напоил тебя чаечком,
Да так, чтоб захватило дух.
Девочка. А если б я сказала:
Здравствуй,
Гулять я к реченьке иду.
Мальчик. А я, пожалуй, соглашуся,
Вот самовар лишь захвачу.
Девочка. А если б я сказала:
Игорь,
Ну покажи глаза свои…
Мальчик. Я б на тебя смотрел, Викуля
И пил без устали чаи.
Девочка. Ну, все! Прощай!
Мы расстаемся!
Прощенья даже не проси!
Мальчик. Ты заходи ко мне почаще,
Варенья к чаю приноси.
Ведущий. Раз уж разговор коснулся песен,
То признаюсь вам, друзья:
Мир без песен был бы скучен,
Без песни нам никак нельзя.
Родитель .
Горит костер,
И чай в котле кипит,
И песня под гитару о вечном говорит.
(Исполняется песня
Ах, ароматы чая На мотив
Изгиб гитары желтой )
I
Изгиб гитары желтой
Ты обнимаешь нежно.
Сидим у самовара,
Дымок уходит ввысь.
В беседе задушевной
Вдруг кто-то тихо скажет:
Как здорово, что все мы здесь
Сегодня собрались!
II
Ах, ароматы чая!
И, знаешь, неслучайно
Веселье, песни, шутки
В душе моей зажглись.
Отступят все заботы,
И вот воскликнул кто-то:
Как здорово, что все мы здесь
Сегодня собрались!
III
Радушные хозяйки
Накрыли стол богато:
Пирог, блины, печенье
И сладости нашлись.
Мы выпьем чашку чая,
Все вместе дружно скажем:
Как здорово, что все мы здесь
Сегодня собрались!
Ведущий. Песня у костра хорошо поется,
А чай у костра лечебный пьется.
— Назовите травы, с которыми можно заваривать чай.
— Нравится вам нашем празднике?
Гость доволен, значит, все в порядке! —
Выше счастья и не пожелать.
А сейчас народные загадки
Я вам предлагаю отгадать.
Загадки.
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
Пейте чай, вода вскипела.
Что в сковородку наливают
Да вчетверо сгибают?
Ящик на коленях пляшет —
То поет, то горько плачет.
Травка та растет на склонах
И на холмиках зеленых.
Запах крепок и душист,
А ее зеленый лист
Нам идет на чай.
Что за травка, отвечай.
Жидко, а не вода,
Бело, а не снег.
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Он бывает с толокном,
С рисом, мясом и пшеном,
С вишней сладкою бывает.
В печь сперва его сажают.
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят.
Летом рад я свежей
Ягоде медвежьей;
А сушеная в запас,
От простуды лечит нас.
Стоит рядом с нами,
Смотрит черными глазами.
Душистый цветок —
Вкусный медок.
Вошел в зеленый кабинет
Ярко-желтый баронет,
Улыбки милые —
Да мысли кислые.
Выросли на кочке
Желтые цветочки:
Говорят, что нас боится
Даже хмурая волчица.
Сидит на палочке
В красной рубашечке,
Брюшко сыто —
Камнями набито.
Ведущий. А теперь отгадайте такую загадку:
В этом доме печь стоит,
Да не каждый день дымит.
Есть и веник, вот беда —
Не метет он никогда.
Уважают в доме жар,
А хозяин в доме — пар.
— В народе говорится:
Напарился, намылся — так иди скорей чайку попей. И это очень даже правильно с медицинской точки зрения. В бане происходит обильное потоотделение, и вода из организма быстро испаряется.
Немедленное возмещение потери воды очень важно для внутренних органов, прежде всего для почек. Поэтому после бани обязательно надо выпить чаю, лучше всего с шиповником или лимоном.
Конкурс
Русская баня.
Кто попариться желает
Кто парную уважает,
Приходи скорей —
Есть и веник, и вода,
Веник в руки и, как встарь,
Сам соперника попарь.
(По два человека
Парятся вениками из газеты.)
Побеждает только тот,
Кто веник быстро обобьет.
Ученик 1. Скажем к слову, без усмешки,
Вывод есть у нас один —
Эти чайные потешки
Заменяют витамин.
Ученик 2. Знайте, что с великою охотой
Рады мы всегда приветить вас.
А сейчас торопят вас заботы —
Говорят не зря:
Потехе час!
Мы не скажем:
Скатертью дорога! —
Пожелаем доброго пути!
Чтоб в сердцах своих могли вы долго
Радость доброй встречи пронести.
Ведущий. Не обходите нашего порога,
Коль мимо будет дорога!
В добрый путь,
Да к нам почаще будь!
(Исполняется песня на мотив песни
Будьте здоровы.)
I
Сейчас в нашем классе веселье и шутки,
Так пусть же для лени не будет минутки.
Пусть наш самовар для гостей закипает,
О нашем радушье пусть каждый узнает.
II
Путь к вашему дому мы знаем прекрасно
И вас обещаем наведывать часто —
То просто заедем, то чаю напиться.
Хотим, чтобы вами могли мы гордиться.
Ш
Так будьте здоровы, живите богато,
Мы все уезжаем до дому, до хаты.
Мы славно гуляли на празднике нашем,
Нигде не видали мы праздника краше!
— Понравился ли вам наш праздник? Что нового вы узнали о русских национальных традициях, о чае?
Праздник заканчивается чаепитием.
Классный часа в начальной школе. Что за чудо этот чай!