Комплексный подход к проблеме социально-бытовой адаптации воспитанников со сложным нарушением развития
Снижение интеллекта человека не означает ущербности личности и изъятие из общества, это лишь ограничение тех средств, с помощью которых личность может общаться с миром и, тем самым определенным образом проявляться. Чем более выражена степень умственной отсталости, тем затруднительнее общение и тем большая помощь необходима со стороны семьи и общества. То есть, главная задача педагогов, врачей, психологов, социальных работников, родителей предельно проста: мы не можем дать детям со сложным нарушением развития другого полноценного здоровья, значит должны дать им другую полноценную жизнь. В связи с тем, что обозначенная проблема является комплексной, многогранной, то и решать ее следует комплексно:
— воздействуя на все сферы личности аномального ребенка;
— охватывая все сферы жизнедеятельности обучающихся с множественными нарушениям ;
— привлекая к взаимодействию родителей, педагогов, медицинских работников и других специалистов;
— профессионально используя многообразие методов и средств диагностики, профилактики, коррекции вторичных отклонений детей с сочетанной патологией.
В школе-интернате «Вера» проблема социально-бытовой адаптации воспитанников решается с помощью комплексного подхода, который включает в себя: медицинский, психологический, педагогический и социальный аспект абилитации.
Медицинский аспект абилитации направлен на частичную компенсацию нарушений воспитанников и решает следующие задачи:
— максимальное развитие имеющихся у детей с тяжелой умственной отсталостью потенциальных возможностей с целью частичной компенсации дефекта и облегчения наиболее полной адаптации к различным бытовым, житейским ситуациям, с которыми они будут сталкиваться в дальнейшей жизни;
— точное диагностирование степени умственной отсталости для повышения эффективности дальнейшей коррекции;
— выработка индивидуальных режимов абилитации с учетом клинического состояния воспитанников:
— А — особо щадящий с интенсивной лекарственной терапией .
— В — режим неполной учебной нагрузки до полной компенсации психопатологической симптоматики .
— С — режим преимущественно педагогическое целенаправленное воздействие.
В специальной общеобразовательной школе-интернате «Вера» медицинский аспект предусматриваетпрофилактическую работу, которая включает:
1. Санитарно-гигиенические мероприятия.
2. Противоэпидемические мероприятия.
3. Социально-медицинские мероприятия:
— своевременнаяполная общая диспансеризация:
— ежегодные осмотры узкими специалистами ;
— систематические осмотры психоневролога, педиатра, врача по лечебной физической культуре;
— проведение массажа, занятий лечебной физкультуры, лабораторные исследования на энтеробиоз, на яйца глист, реакция Манту;
— специализированная диспансеризация:
— выделение групп детей, нуждающихся в постоянном наблюдении узкими специалистами и оказание им помощи в летнее время;
— организация систематических наблюдений;
— осуществление купирования обострений и противорецедивного лечения, в том числе во время летних каникул; организация снятия с учета .
Комплексная медицинская коррекция позволяет обеспечить круглогодичную деятельность по оздоровлению воспитанников, преемственность и взаимодействие медико-педагогического персонала, улучшает качество медико-социальной помощи. Введение дифференцированных режимов абилитации делает работу более целенаправленной и придает ей комплексный характер.
Основной аспект психологической абилитации предполагает выявление типичных нарушенийпсихомоторных, сенсорных и эмоционально-мотивационных функций воспитанников с тяжелой умственной отсталостью.
Задачи психологической абилитации:
— коррекция нарушенных психических функций;
— формирование психологических особенностей, способствующих успешности социальной адаптации;
— обеспечение адекватной позиции ребенка в отношении других мероприятий .
Педагогический аспект абилитации построен в виде комплексной системы, компенсирующей основные виды нарушений на основе дифференцированного обучения. Коррекционно-образовательный и воспитательный процесс направлен на развитие жизненно-необходимых в быту навыков и строится на основе взаимосвязи, взаимодействия всех педагогов, работающих с классом. Педагогическая работа проводится на основе индивидуального подхода с учетом ведущего психопатологического синдрома и включает в себя мероприятия по частичной компенсации нарушений воспитанников:
— коррекцию аффективно-волевых нарушений;
— коррекцию аутичного поведения;
— коррекцию гиперкинетических расстройств;
— коррекцию двигательной расторможенности;
— коррекцию страхов.
В контексте комплексного подхода к ребенку со сложным нарушением развития невозможно обойти вопрос работы с родителями. В условиях нарастающего материального и социального расслоения общества работе с семьей должно придаваться особое значение. В основу современной психолого-педагогической коррекции положены принципы гуманизма и индивидуального подхода к ребенку и его близким.
Наша школа открыта для всех родителей, но, к сожалению, не все живут жизнью школы и ее проблемами.
Предполагается, что воспитание ребенка до школы — дело родителей, но социально-педагогическая и психологическая неграмотность большинства из них, никак не способствует успешному воспитанию и развитию ребенка с множественными нарушениями в домашних условиях.
Первоочередная задача работы педагога состоит в том, чтобы отойти от понятия болезни и сформировать у них восприятие своего ребенка как «особого», со своим миром, ощущениями. Научить пониманию этого мира.
В связи с этим, важнейшей задачей работы с родителями и ее первейшим условием является взаимное доверие и приятие между учителем и родителями. Хочется отметить основные направления работы с родителями:
1.Изучение условий жизни и воспитания ребенка в семье.
2.Консультирование родителей по проблемам развития их детей.
3.Вовлечение семьи в работу школьного учреждения.
4.Обучение родителей доступным методам и приемам оказания коррекционной помощи детям в условиях семьи.
Родители, осознающие важность своего вклада в процесс социально-бытовой адаптации ребенка, имеющие веру, представляют собой мощную силу. Задача заключается в том, чтобы сублимировать эту силу и направить ее.
Социальный статус семей представляет не только профессиональный интерес, но и позволяет проследить более четко грани сотрудничества семьи и школы, выработать приоритетные направления.
Другая важная задача — формирование у родителей установки на достижение максимально возможной для каждого ребенка уровня социально-бытовой адаптации. Это очень непросто, потому что многие из нихпривыкли опекать своих детей. Безусловно, гораздо быстрее и легче сделать жизненно-необходимое самому, нежели обучить этому ребенка. Поэтому главное, чего я хочу добиться в работе с родителями, — это преемственности в системе «педагог-родитель» и «родитель-педагог». Взаимоотношения с родителями я строю на коллегиальной основе.
Мы равно заинтересованные союзники: «Давайте посоветуемся», «А как вы думаете?» — вот основной тон в общении.
На развитие ребенка в семьебольшевлияет сама семейная ситуация, взаимоотношения между родителями, стиль семейной жизни, чем целенаправленные действия педагогов. Внутрисемейные отношения, нравственно-психологический климат семьи играют ведущую роль в процессе ранней социализации.
Опыт общения и работы с родителями детей со сложными нарушениями развития, показывает, насколько различно осознание, понимание своей проблемы в семьях. Большинство таких семей являются неблагополучными, неполными, многодетными, часто родители страдают алкоголизмом или умственной отсталостью.
К счастью, не каждая семью, где растет ребенок с сочетанной патологией, является социально неблагополучной. Некоторые родители, испытывая тревогу за своего ребенка, читают специальную литературу, занимаются с ним, развивают, советуются со специалистами, пытаясь найти выход из создаваемой ситуации.
Можно выделить две модели воспитания доминирующие в семьях моего класса:
— модель «сотрудничество», которая означает контакт и помощь ребенку;
— модель «отказ от взаимодействия», которая свидетельствует об отвержении ребенка самыми близкими людьми.
Первую модель используют лишь — 42,86% семей, а остальным семьям — 57,14%, к сожалению, ближе вторая модель воспитания, которая проявляется в гипоопеке , эмоциональном отвержении и типе «маленький неудачник» .
В школе-интернате детей обучают социально-бытовой ориентировке, домоводству. Эта работа обязательно должна быть продолжена дома. С приобретением немалых навыков самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, Дети с множественными нарушениями превращаются из объекта опеки в самостоятельного человека, т. е. «социально адаптированного» в жизни.
В тоже время, другие члены семьи получают большие возможности для собственного развития, что сказывается на психологическом климате семьи в целом.
Таким образом, лишь комплексный подход к системе обучения и воспитания детей со сложным нарушением развития сможет обеспечить максимально-возможный уровень социально-бытовой адаптации.
Комплексный подход к проблеме социально-бытовой адаптации воспитанников со сложным нарушением развития