Концепция личности и общества и отношение к миру в творчестве Флобера
Юность Флобера прошла в провинции 30-40-х годов, впоследствии воссозданной в его произведениях. В 1840 г. он поступил на факультет права в Париже, но из-за болезни бросил университет. В 1844 г. его отец, главный врач руанской больницы, купил небольшое поместье Круассе, неподалеку от Руана, здесь и поселился будущий писатель. В Круассе прошла большая часть его жизни, небогатая внешними событиями. Он покидал Круассе надолго лишь во время двух своих путешествий на Восток: в 1849-1851 гг. и во время работы над «Саламбо». Флобер жил в своем доме уединенно, поглощенный работой, превыше которой не было для него в жизни ничего и которая изредка прерывалась визитами немногочисленных друзей или редкими поездками в Париж.
Творчество — постоянный предмет его раздумий, одна из главных тем его обширной переписки. В одном из писем к Жорж Санд (апрель 1876 г.) он писал: «Я помню, как билось мое сердце, какое сильное я испытывал наслаждение, созерцая одну из стен Акрополя, совершенно голую стену… Я спрашивал себя, не может ли книга, независимо от ее содержания, оказывать такое же действие? Нет ли в точном подборе материала, в редкостности составных частей, в чисто внешнем лоске, в общей гармонии, нет ли здесь какого-то существенного свойства, своего рода божественной силы, чего-то вечного как принцип?»
Подобные размышления во многом соприкасаются с тем культом «чистого искусства», который был распространен во Франции этих лет и которому определенным образом не был чужд и Флобер. Ведь не случайно он говорил, что мечтает о создании произведения ни о чем, которое держалось бы только на стиле. В неутомимых поисках совершенства формы, в изнуряющей и нескончаемой работе над стилем был источник и силы и слабости Флобера. Его поиски новых художественных приемов, его убежденность в том, что существует только один-единственный способ повествования, адекватный выражаемой идее, повлекли за собой целый ряд художественных открытий. Размышления Флобера о содержательной форме, о взаимообусловленности Идеи и Стиля обогатили теорию и практику реализма. В то же время сосредоточенность на формальных поисках, надежда на то, что спасение от ненавистной действительности можно обрести в «чистом искусстве», ограничивали кругозор Флобера, и это не могло не сказаться на его творчестве. Тем не менее преклонение перед формой никогда им не абсолютизировалось; обрекая себя на мучительную работу над словом, он никогда не превращал эту работу в самоцель, а подчинял ее высшей задаче — выразить глубинное содержание духовной и общественной жизни своей эпохи.
С именем Флобера связан новый этап развития реализма XIX века. Его творчество отразило настроения и тенденции, которые характеризуют социально — политическую и морально — нравственную атмосферу Франции периода 1850 — 1870-х годов и литературу этого периода. Оно дает немало оснований для выводов о новом характере реалистического метода и поэтики, отличавшем литературу второй половины XIX века, в особенности период, непосредственно последовавший за 1848 годом.
Биография Флобера небогата внешними событиями. Он родился в декабре 1821 года в Руане в семье врача. В этом городе прошли детство и юность будущего писателя. В 1840 году по окончании лицея будущий писатель едет в Париж изучать право, но вскоре из-за болезни оставляет учебу, а после смерти отца возвращается в небольшое имение родителей вблизи Руане — в Круассе. Презирая буржуазное общество, Флобер упорно уклонялся от участия в официальной общественной жизни Второй империи — больше всего он ценил свою писательскую независимость. Поэтому большую часть жизни он проводит в Круассе, где остается до конца своих дней, иногда выезжая в Париж, где встречается с друзьями и соратниками — Готье, Мопассаном, Э. Гонкуром, Золя, Тургеневым. Несколько раз писатель отправлялся в путешествия (Корсика, Испания. Италия, Греция, Египет, Малая Азия); во время работы над романом «Саламбо» Флобер посетил места, где был расположен древний Карфаген — Алжир и Тунис.
Творчество Флобера подразделяется исследователями на три этапа:
1. Ранние произведения Флобера, составляющие в общей сложности 3 тома (1835-1849), свидетельствуют о том, что на раннем этапе своего творчества он был близок романтикам.
Романтическое разочарование и романтическое отчаяние, которые окрашивают письма пятнадцатилетнего Флобера, были рождены не столько жизненными наблюдениями, сколько увлечением романтизмом (для Франции это было вполне естественно: благодаря Гюго и Санд романтизм там долгие годы воспринимался как влиятельное литературное направление). Позже Флобер напишет Санд: «Мы были красными романтиками, нелепыми в полном смысле слова».
Наряду с подражаниями и переложениями, связанными с великими именами Байрона и Гете, на этом этапе Флобером создаются также исторические новеллы «Смерть Маргариты Бургундской», «Чума во Флоренции» и т. п.
Несколько позже им были написаны повести «Записки безумца» (1838), «Ноябрь» (1842), во многом автобиографические и обращенные к современности. Флобер обращается к популярному романтическому жанру исповедальной прозы. «Записки безумца» — психологическое повествование, лишенное сюжета и посвященное душевным страданиям молодого человека, который с отвращением смотрит на низкую, пошлую, лишенную поэзии действительность. Повесть «Ноябрь» посвящается романтической любви и тоже пронизана лиризмом и острой печалью за — за несоответствия юношеских идеалов уродливой действительности. Таким образом, в ранних произведениях Флобера создается образ человека, едва начавшего жить, но уже всем пресытившегося, разочаровавшегося в людях, тоскующего по неясному и недосягаемому идеалу.
Личностное начало, связанное с мироощущением самого автора, определяет характер большинства его ранних произведений, которые проникнуты духом безнадежного пессимизма и отражают восприятие Флобером современности. В 1845 году писатель начинает работать над романом «Воспитание чувств», который открывает одну из центральных тем в творчестве Флобера — изображение жизни представителей молодого поколения. Автор сопоставляет в произведении два типа мировосприятия и, соответственно этому, две жизненные позиции, характерные для молодого поколения флоберовских времен. Примечательно, что образ одного из героев открыто связан с бальзаковской традицией («роман воспитания»). Молодой провинциал Анри, подобно Растиньяку, устремляется в Париж, чтобы сделать карьеру и в конце концов делает ее в журналистике. Он удачлив и в делах и в любви, но в то же время постепенно опускается в духовном и нравственном плане. Анри противопоставляется его «неудачливый» друг Жюль, который переживает несчастную любовь, проходит путь утраты юношеских иллюзий, веры в возвышенную вечную любовь и гражданские идеалы. При этом он не только не лишился природной нравственности, но и в испытаниях укрепил ее, чтобы обрести смысл своего бытия в служении высокому и свободному искусству. Именно с Жюлем связано глубоко личностное начало в романе. Он обретает духовную опору в пантеизме, противопоставляя ее бесконечность и величие ничтожному миру стяжателей, карьеристов, нравственных уродов и глупцов, в итоге приходит к выводу, что истинные ценности надо искать не в эгоистическом стремлении к счастью, а в духовном самоусовершенствовании.
В середине 40 — годов Флобер совершает путешествие в Италию. Огромное впечатление производит на него картина П. Брейгеля «Искушение святого Антония». И он решает создать на основе этого библейского сюжета драматическое произведение. Прежде чем приступить к реализации замысла, Флобер читает множество трудов по истории и культуре античности и Древнего Востока.
«Искушение святого Антония» (1849) написано в жанре мистерии или символической драмы. Действие развивается с двух планах. Один — фантастическая реальность, наполненная символами, персонифицированными грехами и добродетелями. Второй план — субъективный, он отражает сознание христианского аскета Антония.
Флобео хотел проникнуть во внутренний мире человека, который сознательно отрекся от всего земного, но не обрел покоя, потому что ему приходится бороться с различными искушениями. И это не только искушения плоти (Они как раз наименее опасны); его искушают гордость, честолюбие, мысли о жизни, которую он мог бы прожить в миру — жизни деятельной, полезной, способной принести счастье ему и другим. Внутренняя борьба героя — это борьба, которую приходится вести любому мыслящему созданию.
Сведения из истории различных религий и ересей, из философских теории, многообразие деталей и подробностей, скрупулезный анализ человеческих страстей — все это делает драму трудной для чтения и понимания. Видимо из — за этого друзья писателя Л. Буйе и М. Дюкан не поняли драмы и отозвались о ней неодобрительно. Отчасти это было связано и с исторической ситуацией: в то время как Флобер целиком погрузился в фантастическую реальность «Искушения» в Париже вспыхнула революция 1848 года, оставившая глубокий след в умах современников и истории страны.
Концепция личности и общества и отношение к миру в творчестве Флобера