Конспект урока литературы «Гуси-лебеди»
Южный Административный округ
ГБОУ Детский сад № 919
Комбинированного вида
Конспект урока литературы «Гуси-лебеди»
Воспитатель старшей Группы |
Муравина Елена Вячеславовна. |
Москва
Программное содержание:
Закрепить знание детей об изменениях в окружающем мире. Воспитывать у детей стремление к познанию, развивать связную речь, умение отвечать на вопросы полным и четким ответом, учить образовывать новые слова, развивать творческое воображение детей , развивать мелкую моторику рук, закрепить навыки вырезания ножницами по шаблону.
Материалы и оборудование:
Иллюстрации с изображением разных видов динозавров на магнитной доске, пластмассовые фигурки динозавров. Книги о динозаврах из серии «Моя первая энциклопедия».
Предварительная работа:
Чтение стихотворений и историй про динозавров, настольная игра «Затерянный мир», рисование гуашью динозавров.
Ход занятия :
Дети стоят около магнитной доски с иллюстрациями динозавров.
Воспитатель: Ребята, внимательно посмотрите на эти иллюстрации, кто на них изображен?
Дети: Разные динозавры.
Воспитатель: Действительно, динозавры жили на нашей планете много миллионов лет назад. В переводе с латыни динозавр означает «ужасный ящер». Науке известно много видов динозавров: они отличались друг от друга внешним видом , окраской, величиной, средой обитания, так как некоторые динозавры могли, по мнению ученых, длительное время находиться под водой.
Воспитатель: Ребята, садитесь за свои столы, сейчас я вам раздам фигурки динозавров. Их можно подержать в руках, внимательно рассмотреть, потрогать рога и шипы, которые есть у некоторых видов, и мы с вами поиграем в игру «Опиши динозавра».
Дидактическая игра «Опиши динозавра».
Воспитатель: Если у динозавра есть рог на носу, как его можно назвать?
Дети: Носорогий.
Воспитатель: Если у динозавра есть шипы на хвосте, то он какой?
Дети: Шипохвостый.
Воспитатель: А если у динозавра длинный хвост?
Дети: Длиннохвостый.
Воспитатель: Ребята, среди динозавров были хищники и травоядные. Для чего хищникам нужны были острые зубы, мощные челюсти, огромные когти?
Дети: Для того, чтобы суметь напасть и съесть свою добычу.
Воспитатель: Среди травоядных динозавров тоже были такие, у которых были рога и шипы. Для чего они им были нужны?
Дети: Для того, чтобы защищаться от хищников и для устрашения.
Воспитатель: Ребята, давайте, с вами поиграем в игру «Хищники и травоядные».
Игра малой подвижности «Хищники и травоядные».
Воспитатель: Ребята, представьте, что мы находимся в лесу, где обитали динозавры, поэтому ведем себя тихо, чтобы не разбудить динозавров.
Дети по просьбе воспитателя становятся вкруг. Воспитатель делит их на «хищников» и «травоядных». Дети начинают движение по кругу. По команде воспитателя: «Хищники!» Дети «хищники» принимают позу нападения и угрожающе рычат, а дети «травоядные» приседают на корточки и замирают. По команде воспитателя: «Травоядные!» Дети «травоядные» имитируют движения динозавров, поедающих корм , а дети «хищники» замирают в позе нападения.
Ребята, которые перепутали свои роли, выбывают из игры. Игра проводится 2-3 раза по желанию детей.
Воспитатель: А теперь, ребята, садитесь тихонько на ковер, чтобы динозавры не проснулись. Я сейчас прочитаю вам стихотворение о динозавре. А вы скажете, что вам понравилось в этом стихотворении.
Чтение стихотворения «Динозавр».
Рядом с ним и кит — малютка,
Рядом с ним и слон — щенок.
Мне с таким немножко жутко…
Ух, какой ты, диплодок!
Не в кино, не на уроке —
От сестры узнал о нем,
Об огромном диплодоке,
Высотою с целый Дом!
Ты не злой и травоядный,
А бывает на обед —
Съешь два дерева — и ладно,
Выпьешь речку — и привет!
Вдалеке стоишь горой,
Мне киваешь головой…
Я приеду за тобой с мамой,
Папой и сестрой!
Воспитатель: Ребята, понравилось вам это стихотворение?
Ответы детей.
Воспитатель: О каком динозавре идет речь в стихотворении?
Дети: О травоядном, о диплодоке.
Воспитатель: Почему автор говорит о динозавре такими словами: «Рядом с ним и кит — малютка, рядом с ним и слон — щенок»?
Дети: Потому что диплодок очень большой.
Воспитатель: Есть еще слова, которые можно употреблять, когда речь идет о чем-то или о ком-то очень большом — огромный, громадный, гигантский.
Воспитатель: Давайте с вами, ребята, определим, сколько в слове динозавр частей. Для этого проговорим это слово по частям и прохлопаем ладошками.
Дети: В слове ди-но-завр три части, поэтому хлопаем три раза.
Воспитатель: А сколько частей в словах динозавры и динозаврик?
Дети: В слове ди-но-зав-ры четыре части , и в слове ди — но-зав-рик тоже четыре части .
Воспитатель: Ребята, у ребенка в этом стихотворении есть семья: папа, Мама и сестренка. А знаете ли вы, что динозавры были заботливыми родителями. Самки терпеливо высиживали отложенные яйца, и покидали их только для того, чтобы поесть.
Есть свидетельства ученых о том, что иногда, самка динозавра, сидящая на яйцах, предпочитала остаться голодной, если ее будущим детенышам угрожала опасность. То есть, как бы ей не хотелось кушать, если поблизости рыскали хищники, она никогда не покидала своего гнезда. Это, ребята, связано с тем, что, несмотря на то, что самка динозавров откладывает довольно много яиц, очень многие детеныши погибают, не успев вылупиться из яйца, и в дальнейшем, пока они растут, их подстерегает много опасностей.
Поэтому вырастает до взрослого размера всего лишь один-два динозаврика из всей кладки.
Воспитатель: Ребята, вы сегодня узнали много интересного о динозаврах. Все хорошо работали. Молодцы!
А теперь я вам предлагаю попробовать сделать динозавров своими руками.
Дети берут свои стулья и садятся за столы, на которых уже приготовлены цветной картон, ножницы, шаблоны разных динозавров и простые карандаши. Под музыкальное сопровождение дети начинают работать.
В конце занятия воспитатель рассматривает вместе с детьми их работы и оформляет выставку детских работ.
Конспект урока литературы «Гуси-лебеди»