Конспект урока на тему «Числительное как часть речи»
Тема: «Числительное как часть речи | Тип урока : «открытие» нового знания | ||
Цели: — Познакомить с именем числительным как частью речи; — Наблюдать за различием вопросов к количественным и порядковым числительным; — анализировать использование количественных и порядковых числительных в речи; — учить сравнивать, делать выводы; — Расширять Словарный запас; — Формировать действия самоконтроля на примере собственных ответов с приведенными ответами; — развивать навыки рефлексивно-оценочной деятельности, сотрудничества, — Активизировать познавательный интерес к предмету | |||
Планируемые результаты | |||
Предметные: | Метапредметные: | Личностные: | |
К концу урока обучающиеся должны иметь представление о числительном как части речи; Уметь различать количественные и порядковые числительные | Регулятивные УУД : Умения определять и формулировать цель на уроке, Работать по плану, в парах, в группах, Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, проводить самооценку успешности своей деятельности. Познавательные УУД: Умения работать с текстовой информацией, Наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы в процессе исследовательской работы, Преобразовывать информацию из одной формы в другую, Понимать значимость изучаемого предмета. Коммуникативные УУД: Умения формулировать связный ответ на поставленный вопрос, участвовать в диалоге в паре, Аргументированно высказывать свои предположения, Слушать и понимать речь других на уроке | Определение личностного смысла учения — желания приобретать новые знания, Осознание своих трудностей, стремление к их преодолению | |
Основные понятия: Имя числительное, количественные числительные, порядковые числительные. Межпредметные связи: Математика, литературное чтение, окружающий мир | |||
Ресурсы урока: Учебник С. В. Иванов. Русский язык. 4класс. В 2-х ч. Часть 2. М.: Вентана — Граф, 2015; С. В. Иванов. Рабочая тетрадь, ч. 2, карточки, электронное приложение | |||
ХОД УРОКА | |||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | ||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |
Мотивация к учебной деятельности | |||
Добрый день, друзья! Я рада вас видеть, и хочу начать работу с вами! Продолжаем мы опять Части речи изучать. Чтобы все понятным стало Мы потрудимся немало. | |||
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | |||
Слайд № 2. Комплексно-орфографический тренинг. — Запиши слова группами, заменяя транскрипцию буквенной записью. Ре, колю, стри, вска, треску, навзни, бере, шес, мор, хоро, ре, невтерпе — Какие группы слов у вас получились? — У вас возникло затруднение? Почему? Хорошо, оставьте это слово. Мы вернемся к нему после работы в группах. — Докажите правописание мягкого знака после шипящих. Работа в группах : 1 группа: Правописание существительных с шипящей на конце. 2 группа : правописание прилагательных с шипящей на конце. 3 группа: Правописание глаголов с шипящей на конце. 4 группа : правописание наречий с шипящей на конце. — Есть вопросы по заданиям? Приступайте к работе. Проверка. | Преобразуют информацию из одной формы в другую Строят свои рассуждения | Высказывают свои версии. | Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. |
3. Выявление места и причины затруднения | |||
— При формировании групп у вас возникло затруднение? Почему? — Я помогу вам. | Рассуждают, выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения | Высказывают свои версии | |
Построение проекта выхода из затруднения | |||
Слайд № 3 — Какую учебную задачу поставим на урок? Давайте спланируем свою деятельность | Понимают цель урока, формулируют учебную задачу | Слушают и понимают речь учителя | Учатся целеполаганию и планированию своей деятельности |
5. Реализация построенного проекта | |||
Слайд № 4. Посмотрите на рисунок. — Чем похожи фигуры? — Чем отличаются? — Сколько красных звезд на рисунке? — Сколько светло-зеленых звезд на рисунке? — Сколько темно-зеленых звезд на рисунке? — Сколько голубых звезд на рисунке? — Сколько желтых звезд на рисунке? — 6,5,7,4,3 — как назвать одним словом, что это? Так количество предметов записывают на уроках математики, а на уроках русского языка пишут словами: «шесть», «пять», «семь», «четыре», «три». — Как можно назвать слова: «шесть», «пять», «семь», «четыре», «три», образованные от чисел? — На какой вопрос они отвечают? — Что обозначают? — Если числительные, отвечают на вопрос «сколько?» и обозначают Количество Предметов при счете, как вы думаете, как они называются? Слайд № 5. Посмотрите на рисунок. — Каким по счету нарисован ромбик? — Какой по счету нарисована звезда? — Каким по счету нарисовано пятно? — Какими по счету нарисованы треугольники? — 6,3,5,7 — с такой записью мы встречаемся на уроках математики, на уроках русского языка пишут «шестой», «третья», «пятое», «седьмые». — Как можно назвать слова «шестой», «третья», «пятое», «седьмые», образованные от чисел? — На какой вопрос они отвечают? — Что обозначают? — Если числительные отвечают на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» обозначают Порядок предметов при счете, как вы думаете, как они называются? Слайд № 6. — Какую учебную задачу мы ставили на урок? — Кто может сформулировать тему урока? — Что такое числительное? Давайте сравним наш вывод с выводом в учебнике на стр. 84. Создание эталона действия. Задай вопрос к слову. Узнай, что оно обозначает. Определи часть речи. | Демонстрируют умения работать с знаково-символическими моделями Наблюдают, сравнивают, анализируют, делают выводы Наблюдают, сравнивают, анализируют, делают выводы Демонстрируют умения принимать и сохранять учебную задачу | Учатся обоснованно отвечать на вопросы Проявляют активность, стремление выступить, формулируют связный ответ, обобщают свои наблюдения | Проявляют умения регулировать свою деятельность: работу с рисунком, с знаково-символическими моделями Регулируют свою исследовательскую деятельность |
Физкультминутка Я буду называть числительные. Если встретятся порядковые числительные — хлопните в ладоши, если количественные — присядьте | |||
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | |||
Слайд № 7. Работа в учебнике. Страница 84, № 1 Запиши числительные в два столбика. Слайд № 8. Проверка — По какому признаку делили слова на группы? — Какие группы слов у вас получились? | Осознанно читают, группируют числительные, делают вывод | Проявляют умение работать самостоятельно | Удерживают учебную задачу |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | |||
Слайд № 8. Работа в учебнике. Страница 84, № 2 — Работаем в парах . Самопроверка. Слайды № 9-10. — Что интересного узнали из рубрики «Тайны языка»? | Умело пользуются выборочным чтением | Аргументированно строят свои умозаключения | Работают по плану |
8. Включение в систему знаний и повторение | |||
Слайд №.11. — Кто лишний? Слайд №.12. — А теперь? Слайд №.13. — Спиши текст, заменяя числительные словами. Проверка. — Какие числительные встретились в тексте? — Числительные встречаются не только в тексте, встречаются в УНТ. Работа в парах . Слайд №.14 … пятниц на неделе. У… нянек дитя без глазу. … отмерь, а… раз отрежь. … вода на киселе. За… замками. Работает до… пота. Проверка. Слайд №.15. Число 7 имело на Руси магическую силу. — Где может встречаться числительное «семь» в обыденной жизни? Слайд №.16. Числительные в ребусах . Слайд №.17. Дидактическая игра «Верите ли вы, что… « Имя числительное — это часть речи, которая отвечает на вопросы сколько? какой? какая? какое? какие? и обозначает количество предметов и порядок предметов при счете? Количественные числительные отвечают на вопрос сколько? и обозначают количество предметов при счете? Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счете и отвечают на вопрос сколько? | Учатся понимать значение исследуемого материала | Выдвигают версии | Учатся обобщать, контролировать и корректировать ответы одноклассников |
9. Рефлексия учебной деятельности | |||
Слайд № 18. — Какую тему мы сегодня исследовали? — Чтобы узнать достигли ли мы поставленной цели, дадим характеристику своей работы на уроке. Сегодня я узнал, что… Я понял, что… Теперь я могу… Сегодня я научился… Урок для меня… Я могу похвалить одноклассников… | Делают умозаключения | Сотрудничают, выдвигают версии | Оценивают свою работу на уроке |
10. Домашнее задание | |||
Слайд №19 1. Задание для всех. Стр. 86 №3. 2. Для тех, кто пожелает: подобрать пословицы и загадки с числительными. Спасибо за урок! |
Конспект урока на тему «Числительное как часть речи»