Конспект урока на тему «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию»
Муниципальное Казенное
Общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №1
Г-к Кисловодска
Согласовано Заместитель директора по УВР МКОУ _____________/______________/ Бортникова Т. С __ ____________20___г. | Утверждаю Директор МКОУ _____________/______________/ Осипьянц Н. Н Приказ № ___ от __ ____20___г. |
Конспект урока на тему
Подготовка к ЕГЭ по обществознанию
Разработчик программы:
Боссерт М. А
Учитель истории и обществознания
МКОУ СОШ №1
Г-к Кисловодск
Пояснительная записка
В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации — ЕГЭ. ЕГЭ по обществознанию относится к числу тех предметов, которые являются наиболее востребованными. Программа элективного курса Подготовка к ЕГЭ по обществознанию предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию в рамках Единого государственного экзамена. Программа курса ориентирована на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания средней школы, а также на подготовку учащихся10- 11 классов к ЕГЭ.
Рабочая программа разработана на основании Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию ; Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по обществознанию; Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена по обществознанию; авторской программы Волкова Т. П. Элективный курс Актуальные вопросы обществознания: подготовка к ЕГЭ.- СПбАППО, 2015.
Цель курса — целенаправленная и качественная подготовка учащихся к новой форме
Аттестации — ЕГЭ.
Задачи курса:
Разбор вопросов и решение тренировочных тестов частей А и В ЕГЭ базового, повышенного и высокого уровня сложности по всей линии школьного обществоведческого курса ;
Выполнения заданий части С, требующей развернутого свободного ответа. Выработка умений использовать соответствующие обществоведческой науке термины и понятия, приводить необходимые аргументы в обосновании своей позиции, делать выводы; осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации из оригинальных неадаптированных текстов ;
Знакомство с основными правилами выполнения так называемого альтернативного задания — написания краткого сочинения-эссе на предложенную тему;
Знакомство с требованиями к оформлению ответов в бланке ЕГЭ;
Разбор типичных ошибок при решении заданий.
Сроки реализации рабочей учебной программы:
Данная программа рассчитана на 68 часов — 1 час в неделю и реализуется в течении двух лет обучения.
Наименование разделов и тем | Всего часов | В том Числе Теор. Практ. | Содержание занятий | ||
1. | Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы | 1 | 1 | Вводная лекция ЕГЭ и стандарты обществоведческого образования. Кодификатор. Спецификации. Демоверсия. Структура и содержание письменной экзаменационной работы. Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий. Использование тестовых заданий закрытого, открытого типа и заданий с открытым развернутым ответом в КИМах ЕГЭ. Заполнение бланков | |
2-3 | Особенности выполнения заданий С1-С4 | 2 | 1 | 1 | Общая характеристика задания. Виды документов по содержанию, составу, объему. Основные модели заданий и проверяемые аналитические умения в процессе работы с документом. Типичные ошибки, алгоритм работы ученика. Развитие умений: извлекать информацию из источника, анализировать и интерпретировать информацию из документа, привлекать дополнительные знания по курсу, анализировать авторскую позицию. |
4-5 | Особенности выполнения заданий С5-С7 | 2 | 1 | 1 | С5 — задание на понимание и применение теоретических понятий в заданном контексте. Особенности выполнения заданий, модели заданий, типичные ошибки, алгоритм работы ученика. Формирование умений применять обществоведческие понятия в заданном контексте. С6 — задание, требующее конкретизации теоретических положений с помощью примеров социальной жизни. Особенности заданий данного типа, основные модели заданий, типичные ошибки учащихся. Формирование умений учащихся раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук и приводить примеры определенных общественных явлений. С7 — задание-задача, требующая анализа представленной информации, в том числе статистической и графической. Разновидности заданий по содержанию условия и характеру вопросов-требований, особенности выполнения учащимися познавательных задач по обществознанию. Развитие умений учащихся применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества. |
6-7 | Особенности выполнения задания С8 | 2 | 1 | 1 | Задание, требующее составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. Алгоритм выполнения задания по составлению развернутого ответа. Памятка. |
8-9 | Теория по выполнению задания С9 | 2 | 1 | 1 | Альтернативное задание на формулирование собственных суждений и аргументов по определенным проблемам на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний. Особенности жанра эссе, виды эссе. Особенности эссе по обществознанию, критерии качества обществоведческого эссе. Условия выбора темы эссе учащимися. Типичные ошибки учащихся при раскрытии смысла афористичного высказывания или заложенной в высказывании проблемы; при выражении собственной позиции, отношения к высказыванию или проблеме, при аргументации собственной позиции. Общий алгоритм работы ученика при написании творческой работы в жанре эссе. Система оценивания задания. |
Содержательные линии Человек и общество : ключевые понятия и трудные вопросы | 9 | 5 | 4 | ||
10-14 | Теория Человек и общество | Ключевые понятия. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Общество и природа. Общество и культура Общество как динамическая система . Проблема общественного прогресса . Целостность современного мира, его противоречия . Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Социальные институты.. Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобальные проблемы человечества. Культура и духовная жизнь. . Мораль, ее основные категории Формы и разновидности культур. Искусство, его формы, основные направления. Наука. Социальная и личностная значимость образования. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Мораль Нравственная культура. Тенденции духовной жизни. Средства массовой информаци | |||
15-16 | Выполнение заданий части А и части В по теме Человек и общество : | 2 | |||
17-18 | Выполнение заданий части С по теме Человек и общество : | 2 | |||
Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях Человек. Познание | 9 | 5 | 4 | ||
19-23 | Теория Человек познание | 5 | Основные теоретические положения. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Бытие человека. Потребности и интересы человека. Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Цель и смысл жизничеловека. Самореализация. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Свобода и ответственность личности. Познание мира. Формы познания. Истина и ее критерии. Относительность истины. Виды человеческих знаний. Научное познание. Социальные науки и их классификация. Социальное и гуманитарное знание. Научное познание . Сложные теоретические вопросы. Человек как индивид, индивидуальность, личность. Деятельность человека . Социализация личности . | ||
24-25 | Выполнение заданий А и В по данным содержательным линиям. | 2 | |||
26-27 | Выполнение заданий части С | 2 | |||
Социальные отношения : обзор основных позиций, сложные вопросы | 9 | 5 | 4 | ||
28-32 | Теория Социальные отношения | 5 | Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы и их классификация. Социальный статус. Социальная роль. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальный контроль. Семья и брак как социальные институты. Демографическая и семейная политика в РФ. Молодежь как социальная группа. Этнические общности. Межнациональные отношения. Социальный конфликт и пути его разрешения. Конституционные основы национальной политики в РФ. Социальные процессы в современной России. Сложные вопросы. Характеристика понятия социальный конфликт. Оценка различных суждений о неравенстве и социальной стратификации. Оценка суждений о социальных ролях с позиции общественных наук. | ||
33-34 | Выполнение заданий части А и В по содержательной линии и тренинг по выполнению заданий. | 2 | |||
35-36 | Выполнение заданий части С | 2 | |||
Актуальные проблемы изучения содержательной линии Политика | 10 | 6 | 4 | ||
37-42 | Теория Политика | 6 | Власть, ее происхождение и виды. Политическая система, ее структура и функции. Признаки, функции, формы государства. Государственный аппарат. Избирательные системы. Политические партии и движения. Становление многопартийности в России. Политическая идеология. Политический режим. Местное самоуправление. Политическая культура. Гражданское общество. Правовое государство. Человек в политической жизни. Политическое участие. Сложные теоретические вопросы. Характеристика понятий политический процесс, политический институт, парламентаризм, функционирование гражданского общества. | ||
43-44 | Выполнение заданий части А и В по содержательной линии и тренинг по выполнению заданий. | 2 | |||
45-46 | Выполнение заданий части С | 2 | |||
Актуальные проблемы изучения содержательной линии Экономика | 10 | 6 | 4 | ||
47-52 | Теория Экономика | 6 | Экономика и экономическая наука. Предпринимательство. Экономические цели фирмы, ее основные организационные формы. Основные источники финансирования бизнеса. Экономическое содержание собственности. Экономические системы. Рыночный механизм. Многообразие рынков. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Разделение труда и специализация. Значение специализации и обмена. Роль государства в экономике. Государственный бюджет. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Деньги. Банковская система. Финансовые институты. Инфляция. Виды налогов. Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система. Экономика потребителя. Семейная экономика. Экономика производителя. Производство, производительность труда. Издержки, выручка, прибыль. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица. | ||
53-54 | . Выполнение заданий части А и В по содержательной линии и тренинг по выполнению заданий. | 2 | Модели заданий части 1 и части 2 и тренинг по выполнению заданий А и В данной содержательной линии. | ||
55-56 | Выполнение заданий части С | 2 | |||
Актуальные Проблемы изучения содержательной линии Право | 10 | 6 | 4 | ||
57-62 | Теория Право | 6 | Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Источники права. Правовые акты. Правоотношения. Правонарушения. Конституция Российской Федерации. Публичное и частное право. Юридическая ответственность и ее виды. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации. Правовые основы брака и семьи. Международные документы по правам человека. Основы Конституционного строя РФ. Федерация, ее субъекты. Законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ. Институт президентства. Правоохранительные органы. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правовая культура. Проблемные вопросы. Правоотношения. Система права. Правовые акты. Международное гуманитарное право. | ||
63-64 | Выполнение заданий части А и В по содержательной линии и тренинг по выполнению заданий. | 2 | 2 | ||
65-66 | Выполнение заданий части С | 2 | 2 | ||
67-68 | Пробный экзамен | 2 | 2 | ||
68 | 38 | 30 |
В результате изучения данного курса учащиеся должны
Знать/понимать
Биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
Тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
Необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
Особенности социально-гуманитарного познания;
Характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
Объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов ;
Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах ; извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
Оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
Формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для :
Успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
Совершенствования собственной познавательной деятельности;
Критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
Решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
Ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
Предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
Оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
Реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
Учебно — методический комплекс:
Баранов П. А., Воронцов А. В., Шевченко С. В. Готовимся к ЕГЭ. Обществознание. Учебно-справочное пособие.- СПб., 2007.
Единый государственный экзамен. Обществознание: задания для подготовки. / А. Ю. Лазебникова, Л. Н. Боголюбов, М. Ю. Брандт, Е. Л. Рутковская и др. — М.: Просвещение, 2015.
ЕГЭ. Обществознание. Эффективная методика. /С. А. Нижников, А. Ю. Лазебникова, М. Ю. Брандт.- М.: Экзамен, 2015
ЕГЭ-2007: Обществознание реальные варианты. Федеральный институт педагогических измерений. /Авт.-сост. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. — М.: АСТ: Астрель, 2015.
ЕГЭ 2007.Обществознание. Сборник заданий. / Е. Л. Рутковская, Н. И. Городецкая и др. — М.: Просвещение, Эксмо, 2015.
ЕГЭ-2008. Обществознание. Тренировочные задания./ Е. Л. Рутковская, Н. И. Городецкая, О. А., Котова, Е. С. Королькова, Т. Е. Лискова. — М.: Экзамен, 2015.
ЕГЭ 2008. Обществознание. Методические материалы. /Авт.-сост.
Е. Л. Рутковская. М.: Эксмо, 2015.
Единый государственный экзамен 2015. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы-составители: О. А. Котова, Т. Е. Лискова, Е. Л. Рутковская — М.: Интеллект-Центр, 2015.
ЕГЭ-2015: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т. Е. Лискова, О. А. Котова — М.: Астрель, 2008.
Кишенкова О. В. ЕГЭ 2015. Обществознание. Справочник. — М.: Эксмо, 2008.
Лазебникова А. Ю ЕГЭ-2007: Обществознание: Репетитор. — М.: Просвещение, Эксмо, 2007.
Лазебникова А. Ю., Рутковская Е. Л., Городецкая Н. И., Королькова Е. С. ЕГЭ. Обществознание. Типовые тестовые задания.
М.: Экзамен, 2007, 2008.
Лазебникова А. Ю., Рутковская Е. Л., Королькова Е. С. ЕГЭ по обществознанию: типичные ошибки выпускников. //Преподавание истории и обществознания в школе.- 2015.- № 10.
Лазебникова А. Ю., Рутковская Е. Л., Королькова Е. С. ЕГЭ по обществознанию: подходы к выявлению и анализу типичных ошибок. // ОКО. Оценка качества образования. — 2008.- № 6.
Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. /П. А. Баранов, А. В. Воронцов, С. В. Шевченко; под ред. П. А. Баранова. — М.: АСТ: Астрель, 2015.
Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Общество. Духовная жизнь общества. /П.
А. Баранов. — М.: АСТ: Астрель, 2008.
Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Человек.
Познание. /П. А. Баранов. — М.: АСТ: Астрель, 2008.
Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Экономика. /П.
А. Баранов, С. В. Шевченко. — М.: АСТ: Астрель, 2008.
Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Политика. /П.
А. Баранов. — М.: АСТ: Астрель, 2008.
Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Социальные отношения. /П.
А. Баранов, С. В. Шевченко. — М.: АСТ: Астрель, 2008.
Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Право. /П.
А. Баранов, А. В. Воронцов. — М.: АСТ: Астрель, 2008.
Конспект урока на тему «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию»