Конспект урока на тему «За волшебным клубочком по родному краю»
Муниципальное бюджетное дошкольное
Образовательное учреждение «Детский сад № 21»
Города Чистополь, Республики Татарстан
Конспект урока на тему
«За волшебным клубочком по родному краю»
Юсупова Алия Халиловна
Г. Чистополь
2015 год
Программные задачи:
1. Обобщать и расширять представления детей о г. Чистополе, его достопримечательностях. Закрепить знания детей об историческом прошлом и настоящем города Чистополя. Учить отвечать на вопросы в зависимости от содержания, используя точный, выразительный словарь.
Углублять знания детей о лесе, о животном и растительном мире родного края.
2. Продолжать развивать диалогическую речь. Формировать чувство любви к своему городу. Обогащать словарь детей.
Закрепить названия улиц.
3. Воспитать любовь и уважение к своему городу. Воспитывать гражданско-патриотические чувства: гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше.
Интеграция:
Образовательная область «Коммуникация»
Цель: применение эмоционально-речевого общения со сверстниками и воспитателем в ходе организованной деятельности.
Образовательная область: «Познание»
Цель: Обогащать представления детей о своем родном г. Чистополе, реке Каме.
Образовательная область: «Музыка»
Цель: Продолжать развивать интерес и любовь к музыке.
Образовательная область: «Социализация»
Цель: расширять представление о родном городе. Продолжать знакомить с достопримечательностями города, в которых живут Дети.
Образовательная область: «Чтение художественной литературы»
Цель: продолжать совершенствовать художественно — речевые исполнительские навыки детей при рассказывании стихов, умение интонацией, мимикой передать свое отношение к содержанию стихотворения.
Предварительная работа с детьми: беседы, рассматривание альбомов и иллюстраций о животном и растительном мире родного края, рассматривание буклета о Чистополе, целевые прогулки по улицам города, разучивание песен, игр; ознакомление с татарским орнаментом, вырезание из самоклеящейся бумаги узоров , чтение сказок «Шурале». Оборудование и материал: скамейка, магнитофон, гостинцы, костюм для Шурале, мультимедийный проектор, музыкальное сопровождение «Чистопольский вальс».
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята! Доброе Утро! Сегодня у меня очень хорошее настроение, свое настроение хочу передать и вам.
Возьмите горсточку моего настроения и, не роняя, передайте друг — другу. Пусть ваше отличное настроение сохранится в течение всего занятия.
Где еще ты видел город
Зеленее и красивей?
Где еще такой пригорок,
Чей венец — собор старинный?
Ты пройди по белу свету —
Лучше Чистополя нету!
Вот как поэты называют наш городок, зеленым, красивым. В нашем городе много парков, аллей, засаженными различными деревьями, кустами.
Воспитатель: У меня в руках клубочек, но он не простой, а волшебный. Сегодня мы с вами по путешествуем по нашему родному, красивому городу посмотрим на его достопримечательности.
Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в городе Чистополе, а кто знает, как по-татарски будет называться наш город?
Дети: Чистай.
Воспитатель: Правильно, а как называют жителей нашего города?
Дети: Чистопольцы.
Воспитатель: Вы правы. А сейчас наш клубочек покатиться, мы пойдем по его следам .
Воспитатель: Ребята, что это?
Дети: Это сундучок. Воспитатель: Сундучок не простой, а волшебный. Как мы откроем его? Дети: Давайте скажем вежливые слова, и может быть сундучок и откроется.
Воспитатель: Давайте, попробуем, ребята. Закрепление » Вежливые слова». Дети по очереди называют вежливые слова » Здравствуйте — Исәнмесез», » Добро пожаловать — Рәхим итегез», «Спасибо — Рәхмәт», » Извините, пожалуйста — Гафу итегез», » Простите — Гафу итегез», » Будьте добры — Мәрхәмәтле булыгыз».
Воспитатель: Молодцы. Сундучок открылся. В нем лежит свиток, давайте прочитаем его.
«Давным-давно, на месте нашего города, было Чистое поле. Тут обосновались беглые крестьяне, но вскоре их отсюда выселили, а село сожгли. Через некоторое время, уцелевшие крестьяне, вновь стали отстраивать свои дома, к ним вскоре присоединились новые поселенцы, а название новое село получило в память о великом пожарище.
Поселение наше быстро развивалось, люди занимались земледелием, скотоводством.
В 1781 году, по приказу Екатерины 2 поселение получило статус города, и получило свой герб. Посмотрите, ребята, «Клейменный золотой четверик в зеленом поле». Так как в городе производился великий торг всяким хлебом.
Позднее горожане «Чистое поле» стали называть просто Чистополь. Купцы торговали хлебом в Англии, Германии, Голландии. Стали строиться мечети, церкви, они украшали Чистополь и братья Г. А. и Д. А. Поляковы построили на свои средства храм в честь святителя Николая Чудотворца . По церковным праздникам по всему Чистополю раздается колокольный звон, ведется служба».
В нашем городе по мимо собора и церкви, имеются мечети, вот например, это мечеть — татарский храм. Главный Дом для мусульман».
Воспитатель: А сейчас мы отправимся дальше в путь за клубочком . Ребята, посмотрите перед нами волшебный лес . Давайте посмотрим, кто же живет в этом лесу .
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы правильно назвали всех диких животных.
Сюрпризный момент: раздается крики » Помогите». Воспитатель: Ребята вы слышите, кто-то кричит? — Помогите, спасите! Пальцам больно! Давайте поближе подойдем и посмотрим, кто так сильно кричит. Дифференцированный подход: отвечают дети, хорошо владеющие татарским языком. Дети: Это ведь Шурале.
Он из сказки. Написал, эту сказку татарский писатель, Г. Тукай. Вот какой волшебный лес. Значит, он живет здесь.
Он нас не тронет? Шурале: Девочки и Мальчики, пожалуйста, помогите мне. Вгодуминувший прищемил мои пальцы и не приходит больше в лес. Я устал ждать его. Пальцы болят, мне очень холодно.
Вы меня не бойтесь, освободите, пожалуйста. Я вам обещаю — никогда некого не буду обижать и трогать. Дети освобождают Шурале. Он радуется. Шурале: Собрались все дети в круг Я — твой друг и ты мой друг Крепко за руки возьмемся, И друг другу улыбнемся.
Спасибо, вам ребята. — А вы про меня знаете песню? Дети: Знаем. Физ. пауза. Хороводная игра » Шурале». Шурале: Молодцы.
Доброго пути вам ребята. Примите от меня гостинцы . Спасибо вам!
До свидания! .
Воспитатель: А сейчас мы отправимся дальше в путь за клубочком . Ребята, а кто знает, что это за памятник перед нами?
Ребенок: Это Вечный Огонь. Он горит в память о героях войны. Наши чистопольцы боролись за родину, погибли, защищая ее.
Наши улицы названы в честь их. Сооружена Аллея героев!
Воспитатель: Правильно, молодцы. Ребята, а где вы отдыхаете вместе с родителями?
Дети: В парке.
Воспитатель: Это Скарятинский сад, шумно, весело и ярко проходят здесь веселые ярмарки, проводы зимы, праздники семьи, встреча Нового года! Здесь появилось много аттракционов и развлечений для детей.
Воспитатель: Ребята, а где мы можем поиграть в футбол, зимой на коньках, а летом проходит большой праздник?
Дети: На стадионе.
Здравствуй, солнцем озарен,
Наш центральный стадион!
Тренируясь, мы растем,
Мы сильнее с каждым днем!
Воспитатель: А какой большой праздник мы отмечаем на стадионе?
Дети: Сабантуй!
Воспитатель: Это татарский национальный праздник! Сабантуй-праздник плуга, праздник веселья и труда. Его праздную весной, по окончании посевных работ.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами путешествовали по нашему городу, я хотела вам предложить маленькую викторину, насколько вы хорошо знаете свой город, внимательными ли были!
Воспитатель: Как называют жителей города Чистополя?
На какой реке стоит наш городок?
Почему г. Чистополь называют зеленым?
Праздник плуга и труда?
По указу, какой королевы, поселение получило статус города?
Как называется центральная улица города?
В честь кого горит Вечный огонь?
Вы успешно справились с вопросами, внимательно слушали, старались. Молодцы! Наше небольшое путешествие по нашему родному, уютному, самому красивому городку закончилось.
Воспитатель:
Город наш раскрыл объятья — в нем царит покой и мир.
Все народы здесь как братья — и батыр и богатырь.
Ты расти, любимый город, молодей и процветай!
Навсегда мне будет дорог Чистопольский дивный край!
Конспект урока на тему «За волшебным клубочком по родному краю»