Краткая биография Жана Батиста Мольера
Париж, 1622 год. В семье Жана Поклена, богатого буржуа, потомственного декоратора, работавшего при дворе родился сын, Жан-Батист. Мать умерла, когда мальчику было 10 лет. Отец хотел, чтобы сын стал продолжателем его дела и обеспечил наследнику неплохое образование.
Жан-Батист закончил иезуитский колледж, выдержал экзамен на звание лиценциата прав в Орлеане.
Но великолепные перспективы не прельщали юношу, он грезил театром. В июне 1643 года, когда ему уже исполнился 21 год, Жан-Батист Поклен покинул семью и открыл «Блистательный театр» в Париже. Этот, как бы мы сказали сегодня, проект просуществовал всего два года и потерпел финансовый крах. Остались лишь долги, которые Жану-Батисту платить было нечем.
По этой причине ему довелось даже провести некоторое время в тюрьме.
После этой истории отец проклял своего сына, запретил позорить фамилию. В то время актерская профессия считалась самой низкой и называлась не иначе как презрительным «комедиант». Именно с этим связывают появление псевдонима Мольер.
Жан-Батист предпочел отречься от фамильного имени, ведь он не представлял своей жизни без театра.
Мольер занялся любимым делом, организовав бродячую труппу, с которой путешествовал из одного города в другой. Репертуар был невелик, поэтому он сам взялся за перо. Начинал с написания одноактных пьес.
Так появились «Летающий доктор», «Ветреник», «Ревность Барбуйе» .
Постепенно популярность труппы Мольера росла, стали выступать в крупных городах. Однажды, в Лангедоке Мольер встретился со школьным товарищем принцем Конти, который порекомендовал его брату короля. И вот Жан-Батист Мольер вместе со своими актерами получил возможность играть в театре при дворе, в Лувре.
Последние полтора десятилетия жизни Мольера были самой продуктивной порой в плане драматургии. В это время были созданы такие шедевры, как «Смешные модницы», «Мнимый рогоносец», «Мещанин во дворянстве», «Дон Жуан, или Каменный гость», «Тартюф», «Мизантроп», «Мнимый больной». Его пьесы нещадно высмеивают пороки людей: жадность, лицемерие, ханжество.
Постановка при дворе Комедии «Тартюф» нанесла серьезный удар по католической церкви. В пьесе Мольер показал преступность церковной власти, лживость ее морали. Конечно, пьеса была запрещена, и Мольер для ее спасения «снял» с главного героя его духовный сан, сделал его обычным святошей и ханжой.
Запрещались к постановке и другие пьесы — так действовала критика драматурга. Однажды даже был закрыт его театр, и целых три месяца актеры дожидались возможности снова играть, хотя все это время даже не получали денег.
Сам Мольер был человеком далеко не бедным, получал ежегодную пенсию в 1500 ливров от короля. Но к деньгам относился легко, с удовольствием тратил их. Тратил не только на себя, помогал нуждающимся, и ни один из обратившихся к нему с просьбой не был обижен.
Современники отзывались о нем, как о человеке добром, великодушном, услужливом.
Личная жизнь Жана-Батиста Мольера сложилась не очень счастливо. Женился он в сорокалетнем возрасте, молодая жена Арманда Бежар обманывала его. Не сложилась и дружба его с Жаном Расином.
После премьеры в театре Мольера пьесы Расина «Александр Великий», она была передана для постановки другой труппе. Мольер воспринял это как предательство
Умер Жан-Батист Мольер в 1673 году после спектакля «Мнимый больной», в которой играл главную роль. Несмотря на то, что чувствовал себя плохо, спектакль отменять не стал. Доиграв роль до конца, уйти из театра сам уже не мог и умер через несколько часов.
Краткая биография Жана Батиста Мольера