Кратко о литературном творчестве братьев Гонкур
Сферой глубокой заинтересованности братьев Гонкур стало искусство. В 1851 г. вышел из печати их первый роман «В 18… году», в котором образ главного героя романа Шарля отобразил отрицательное, скептическое отношение авторов к социальной активности и противопоставил ей активность творческую. Роман не имел успеха. Братья Гонкур обращались к журналистике. В 1852- 1853 гг. они публиковали критические статьи и фельетоны в парижских газетах «Эклер» и «Пари». За процитированное в одной из статей фривольное стихотвореньице поэта XVI ст. Таюро были привлечены к суду. После удачного завершения процесса братья Гонкур прониклись отвращением к журналистике и обратились к истории. В своих исторических книгах братья Гонкур создали новый тип исторического исследования, где в центре внимания не макро-, а микро-история, т. е. быт, обычаи и вкусы общества исследуемой ими эпохи. Братья Гонкур старались на основе детального, скрупулезного изучения фактов и документов эпохи воссоздать ее настоящее лицо. Этот метод работы братья Гонкур перенесли на изучение искусства в книге «Искусство XVIII столетия» («L’Art du XVIII-e siecle», 1859- 1875). XVIII ст. в трактовке братьев Гонкур — время торжества человеческой индивидуальности. В творчестве художников этого столетия для них близко умение схватывать жизненные впечатления в их жизненных проявлениях. Братья Гонкур заявили о себе как о знатоках изобразительного искусства эпохи Просвещения и как о писателях импрессионистической ориентации. Исторические работы братьев Гонкур стали подготовительным этапом к их художественному творчеству 60-х годов.
В начале 60-х годов братья Гонкур имели репутацию талантливых писателей и серьезных историков, вошли в круг известных литераторов, которые собирались с 1862 года у ресторатора Маньи. Братья Гонкур познакомились с Г. Флобером, Т. Готье, Ш. О. Сент-Бевом, И. Теном, Жорж Санд, И. Тургеневым.
В романе «Шарль Демали» («Charles Demailly», 1860) речь идет о судьбе молодого талантливого литератора, затравленного журналистами. «Шарль Демали», а также и следующие романы братьев Гонкур — «Сестра Филомена» («Sxm Philomene», 1861), «Рене Мопрен» («Renee Mauperin», 1864) продемонстрировали вкус писателей к документам, мастерство психологического анализа и детализированного описания, острое ощущение колорита и повышенную впечатлительность. В основе сюжетов этих романов — реальные события, прототипами главных героев часто были знакомые братьев Гонкур. Тем не менее, романы братьев Гонкур не являются биографическими, поскольку их интересовала не столько эволюция героя, сколько драма его столкновенья со средой.
«Жермини Ласерте» («Germinie Lacerteux», 1865) — лучший роман братьев Гонкур. Это рассказ об обычной крестьянской девушке Жермини, которая приехала в Париж и нанялась на службу к доброй женщине преклонного возраста. Жермини влюбляется в сына торговца Жупийона, который эксплуатирует ее, заставляя залезть в долги, и в скором времени бросает. Обманутая Жермини спускается на дно и умирает на больничной койке. Роман, который претендовал, по выражению писателей, на «клинический анализ любви», свидетельствовал об их заинтересованности физиологической подпочвой сложных психических феноменов и сближал братьев Гонкур с еще не сформированным натурализмом.
Натуралистическим было и стремление братьев Гонкур расширить сферу художественного, ввести в нее изображение низов общества, и ориентация на скрупулезное изучение и детальное воспроизведение натуры, что служило причиной фрагментарности их художественного видения. В «Жермини Ласерте» братья Гонкур дали образцы импрессионистического стиля. Свою задачу они видели в том, чтобы «создать живое впечатление человеческой правды» с помощью картин и диалогов, слабо связанных единым повествовательным стрежнем. Продолжая флоберовские традиции, братья Гонкур стремились к послаблению внешнего драматизма действия в романе: интрига отходит на второй план. Одним из наиболее разработанных приемов дедраматизации у братьев Гонкур стал импрессионистический пейзаж.
Свою заслугу братья Гонкур видели в создании «L’ecriture artiste» («художественного письма»), с этой целью они обращались к малоупотребительным словам, к созданию неологизмов, непривычных объединений слов, разрушению традиционных синтаксических конструкций, словесной передаче почти неуловимых оттенков и субстантивации прилагательных. Как отмечал французский исследователь А. Тибоде, «стиль братьев Гонкур заключается в том, чтобы максимально сократить дистанцию между восприятием и фразой, вывести из фразы все, что не является непосредственным восприятием».
Наилучшим произведением Эдмона Гонкура стал его роман «Братья Земганно» («Les freres Zemganno», 1879), история двух братьев-акробатов, которая содержит автобиографические эпизоды, и пронизана печалью и тонким лиризмом по утраченному брату. Тем не менее, в предисловии к роману Эдмон Гонкур декларирует отход от описания низов общества и стремления написать «реалистический роман о утонченном».
В своих поздних романах «Актриса Фостен» («La Faustin», 1882) и «Шери» («Cherie», 1884) Эдмон Гонкур воплотил принципы, провозглашенные им в предисловии к «Братьям Земганно»: он создал «монографии душ» элегантных дам, актрисы и девушки из благородной семьи. В этих романах усиливаются натуралистические тенденции. «Шери» сближал Эдмона Гонкура с декадентской литературой. Поиск способов драматизации романного рассказа привел Эдмона Гонкура еще в 1876 г. к японской живописи, в которой ему импонировали рафинованость, благородство, отсутствие дешевого драматизма. Итогом изучения японского искусства стали две книги: «Утамаро, художник зеленых домов» («Outamaro, le peintre des maisons vertes», 1891) и «Хокусаи» («Hokusa’i», 1896).
По завещанию Эдмона Гонкура его наследство назначалось в фонд ежегодных литературных премий за лучшее художественное произведение в прозе. Премию присуждали десять академиков. Первыми академиками, согласно завещанию Эдмона Гонкура, стали Г. Флобер, Т. де Банвиль, А. Доде, П. Клодель и др. Так была начата традиция присуждения «Гонкуровской премии», которая и до сих пор является одной из наиболее престижных литературных наград Франции.
В творчестве братьев Гонкур сложно переплетаются и взаимодействуют натуралистические, реалистические и импрессионистические тенденции. Провозглашая реалистический принцип правды и достоверности в искусстве, братья Гонкур посредством их достижения провозглашают ощущение, впечатление, получаемое художником от изучения природы, пыльного ее наблюдения. Братья Гонкур с их культом непосредственности, субъективности, утонченности не только стоят возле истоков французского натурализма, а и являются предшественниками французского психологического романа М. Пруста.
Кратко о литературном творчестве братьев Гонкур