Краткое изложение романа «Воскресение»
Десять лет Лев Николаевич Толстой работал над романом «Воскресение». Критики называли его самым зрелым произведением писателя. Толчком к написанию романа послужил рассказ прокурора А. Ф. Кони об обманутой девушке Розалии.
Однако рассказ Кони послужил лишь зерном для создания «Воскресения». Произведение в целом и образы развивались на основе личного жизненного опыта писателя.
Князь Нехлюдов — главный герой романа, увидев на суде Катюшу Маслову, осуждаемую за отравление купца, вспоминает первую встречу с ней. «Ведь я любил ее, истинно любил хорошей, чистой любовью»,- думает он. В молодости он погубил эту девушку, искренне полюбившую его. Теперь, много времени спустя, князь Дмитрий Нехлюдов хочет исправить ошибку, приведшую Катюшу к такому трагическому финалу.
Чувство раскаянья и желание искупить свою вину заставляют его искать средства помочь Масловой. Он обращается в самые различные инстанции с целью выхлопотать облегчение приговора…
Нехлюдов исходил всю Россию. Он видел дворцы и великосветские салоны, приемные князей и тюрьмы, побывал в сенате и мужичьих избах и, наконец, пошел вслед за Катюшей в путь по этапу, на каторгу. На этом пути он видит нищету и разорение крестьянских хозяйств. Его глазам открылись такие человеческие страдания, издевательства над народом такое насилие и зло со стороны властей и лицемерие святейшей церкви, что Нехлюдову стало стыдно и гадко за все, и за себя в первую очередь.
Князю захотелось освободиться от фальши аристократической жизни, уйти из своей среды, жить, как живет простой народ. Все увиденное не привело Нехлюдова к желанию политического и социального переустройства действительности. Ему кажется, что соблюдение евангельских заповедей, самосовершенствование, всепрощение даст людям земное счастье.
В этом убеждении он видит воскресение своей души, самосовершенствование.
По-иному решила свою судьбу Катюша Маслова. По просьбе Нехлюдова ее перевели из отделения уголовных к политическим. Знакомство с революционерами благотворно подействовало на Маслову, открыло перед ней перспективу новой жизни. Впервые в жизни Катюша Маслова видит таких бескорыстных и благородных людей.
Они искренне стараются помочь друг другу и ей, чужой для них. Катюша находит в этой среде искреннюю и большую любовь. Ее душа воскресает к новой светлой жизни.
Если до этого она стихийно, от обиды отказывалась от жалости князя Нехлюдова, то теперь Катюша начинает осознавать себя частью общества. Она может объяснить себе и князю, что ей нужно в жизни, что она хочет и ждет от будущего. Воскресает ее душа, появляется надежда на счастье, пусть в будущем.
Роман Толстого имел огромный успех, его печатали в России и по всему миру, а официальная церковь добилась отлучения писателя от церкви за острую критику. Анафема с писателя не снята до сих пор, но это минус не ему, а церкви.
В своем романе Толстой критикует не Христа и его учение, а чиновников от церкви, их ханжество и лицемерие.
Примечательная особенность романа «Воскресение» состоит в откровенной критике современной писателю капиталистической действительно сти. Больше чем где-либо Толстой выступает в «Воскресении» и как моралист, и проповедник. Основная тенденция романа сводится к проповеди идеи всеобщей любви, к исполнению евангельской заповеди: «Ищите царства Божия и правды его, а остальное приложится вам». Но сила романа как раз не в этой проповеди, а в той живой плоти его, которая заставляла читателя думать о жизни и делать политические выводы.
Произведение это возвещало о неминуемом общественном взрыве, о приближении революции. В этом смысле «Воскресение» является ее зеркалом, отражением ее существенных черт.
В последнее десятилетие своего творчества Толстой все больше ощущал необходимость приведения собственной личной жизни в соответствие с теми идеями, которые он проповедовал на протяжении трех десятилетий. Трагизм общественной жизни усиливался трагизмом его положения в семье, непониманием и недооценкой того, что он делал и что представлялось ему делом всей его жизни. «Все сильнее и сильнее стыжусь своего положения и всего безумия мира. Неужели это мой обман чувства и мысли, что продолжаться это не может?
Нет, не может».
В произведениях этого периода, особенно в повести «Хаджи Мурат», в рассказах «За что?», «После бала», в драме «Живой труп», наряду с осуждением лжи, насилия и деспотизма Толстой рисует идеал жизни вольной, не стесненной условностями среды. Сам он мечтает о том, чтобы навсегда уйти из дома и поселиться где-либо на юге России или в Болгарии и наедине с собой, со своими мыслями дожить остаток жизни. Решение окончательно покинуть Ясную Поляну было роковым: здоровье восьмидесятидвухлетнего писателя не выдержало нелегкого пути.
Высокая оценка творчества Толстого была дана еще при жизни писателя. В произведениях писателя простой человек из народа впервые в истории мирового искусства осознал себя духовно и нравственно как силу, способную влиять на судьбы мира. Необычайное внимание к его психологии позволило углубить анализ социальных противоречий, расширить объем повествования за счет такого открытия, как «поток сознания», в основе которого лежат разнообразные связи героя с реальной действительностью.
Толстой проделал огромную работу на пути изображения народа как здоровой нравственной основы жизни. Образ «мужицкой» России в его произведениях впервые предстал в таких огромных масштабах не как аллегория, а в своих реальных и зримых очертаниях. Толстой усовершенствовал принцип «текучести» человеческих характеров, основные формы психологического анализа до такой степени, что его творчество в целом рождает ощущение необходимости перемен, насильственного искоренения отживающих форм жизни.
Оно знаменовало собой новый этап в развитии критического реализма, изменения внутри этого метода.
Непреходящая художественная ценность произведений Толстого очевидна. Он много сделал для демократизации литературы и высшее ее предназначение видел в том, чтобы наслаждаться человеком. Толстой как художник навсегда останется образцом верности жизненной правде, образцом высокого служения своему народу.
Краткое изложение романа «Воскресение»