КТО ВИНОВАТ В ТРАГЕДИИ ЖУЛЬЕНА СОРЕЛЯ?
1830 года вышел в свет роман Стендаля «Красное и черное». Произведение имеет документальную основу: Стендаля поразила судьба молодой человека, осужденной к смертной казни,- Берте, что стрелял в мать детей, гувернером которых он был. И Стен-Даль решил рассказать о молодом человеке, который не смог найти своего места в обществе XIX столетие. Чему? Об этом я скажу немного спустя. Главный герой романа — юноша из провинции, наделенный глубоким умом и воображением, но бедный и незнатный. Жульен ощущал себя чужим, не было у него друзей. «Все пренебрегали его, и он ненавидел своих братьев и отца. В праздничных играх на городской площади он всегда был бит…» И обижали его ребята не только за физическую слабость, а и за то, что он не был похож на них. И потому Жульен погружался в одинокость, мир воображения, где он «владычествовал».
Жульен мечтал выбиться в люди. Он видел, что зажиточные господа имеют больше, чем он,- имеют положение, деньги, повагу. Желание добиться, как Наполеон, высокой должности, владело юношей. Он, конечно, понимал, что возможность достичь успеха в обществе зависит не столько от его огромных способностей, сколько от сильных мира этого, т. е. богатеев. Это унижало его самолюбие, отсюда и его протест, но он старался сохранить личное достоинство даже перед людьми, от которых он зависел. Жульен еще не понимал, что новому обществу нужны не умные личности, а бездумные исполнители. Случайно для себя Жульен стал гувернером детей господина где Реналя. К высшей знати юноша ощущает только «ненависть и отвращение» и ведет себя независимо. Наверное, благодаря этому «меньше чем за месяц после его появления в семье господина где Реналя даже сам хозяин начал уважать Жульена». Лишь госпожа где Реналь относилась к гувернеру как к равному себе. Сначала чувства, которое возникло между ним и госпожа где Реналь, Жульєн расценивал как победу над жизнью, но потом эти взаимоотношения переросли в настоящую любовь. Для главного героя госпожа где Реналь стала единым человеком, который его понимала и с которой ему было легко и просто. Желая сделать карьерe, Жульен вступает к духовной семинарии. Он отличается из туповатых семинаристов своей начитанностью, знаниями, умением мыслить. За это его возненавидели как аббаты, так и ученики и дали ему прозвище «Мартин Лютер». Но Жульен стойко все износит, лишь бы только получить высшее положение в обществе. За протекцией аббата Жульен едет к Парижу и становится секретарем и библиотекарем маркиза где Ла-Моля.
Благодаря любви Матильды мечта Жульена могла бы осуществиться. Маркиз де Ла-Моль назначил ему ренту, получил чин гусарского поручика и имя шевалье где Ла-Верн. И вдруг все гибнет. Маркиз де Ла-Моль, получив от госпожа где Реналь письма, написанное под нажимом духовный отца-иезуита, где она разоблачает Жюльена как лицемера и соблазнителя, жадного к богатству своей жертвы,- отказывается от согласия на брак с ним Матильды. Жульен мчится в Верьер, покупает пистолеты, входит в церковь, где молится госпожа где Реналь, и стреляет в нее. Его мечты и надежды оборвали эти выстрелы. Заключенный Жульен не боится смерти и не ощущает потребности в раскаянии. Трезвый анализ того, что он совершил, подсказывает ему логический вывод: «Меня обидели, я убил, я заслуживаю смерти». В мысли — «обидели» звучит негодование против всего мира, который восстал против Жульена потому, что он, Сорель, осмелился подняться над своим классом.
Жульен казнен. Кто в этом виновный? Ответ можно найти в речи Жульена на суде — виновное несправедливое общество.
КТО ВИНОВАТ В ТРАГЕДИИ ЖУЛЬЕНА СОРЕЛЯ?