Курс на «Архипелаг»
Н. Солженицына сразу обозначила важную проблему, решить которую можно лишь совместно с Минобрнауки и специалистами по преподаванию литературы. По ее словам, чтобы показать масштаб произошедшего в России ХХ века, школьникам недостаточно прочитать только «Один день Ивана Денисовича» . Для нашей огромной страны, тяготеющей к сильной власти в силу многих причин географического, исторического, психологического характера, всегда остро будет стоять вопрос о цене, которую приходится платить за эту необходимость.
И здесь очень нужно художественное исследование этой проблемы, предпринятое в «Архипелаге ГУЛАГ», — нужно тем поколениям, кто только входит в жизнь и должен знать свое прошлое, чтобы не повторить его ошибок в будущем.
Обложка отечественного издания книги «Архипелаг ГУЛАГ» . Художник Дмитрий Мухин.
Конечно, в школе нереально прочесть все три тома «Архипелага». Речь идет о концентрированном однотомнике, который сохранит архитектуру строения и уложится в относительно небольшой объем . Такое издание будет подготовлено в ближайший год.
Участники встречи согласились, что оно должно быть внесено в список для чтения и на его изучение не только в профильной, но и в базовой школе должны быть отведены часы, по крайней мере два-три.
Отвечая на вопрос А. Фурсенко о том, не предпочтительнее ли говорить об «Архипелаге» на уроках истории, Н. Солженицына высказала такую мысль: к «Архипелагу» нужно подходить в первую очередь как к художественному произведению. Именно этим он силен. Именно поэтому «Архипелагу», а не другим книгам о репрессиях, каковых несколько десятков вышли за рубежом и до Солженицына, суждено было «взорвать» мир. «Убеждает сила искусства, а не голые цифры и факты. «Архипелаг» стучит в сердце, как пепел Клааса, и жжет его», — сказала Н. Солженицына.
И потому место «Архипелага» именно в курсе литературы.
Министр образования и науки поддержал предложение Н. Солженицыной. С его точки зрения, введение «Архипелага» в программу, даже в сокращенном виде, может произвести необходимый эффект. «Пусть его усвоят не все, но, как и в случае с медицинскими прививками: даже если они охватывают не всех, «порог заболеваемости» обязательно снизится, потому что цепочки продвижения инфекции будут прорежены», — сказал А. Фурсенко. Кроме того, введением «Архипелага» в круг изучения на базовом уровне государство на деле обозначит один из важнейших своих приоритетов в области образования.
Впрочем, появление этого тома — задача не одного месяца, а учебный год уже наступил. Поэтому в ближайшем будущем планируется предпринять следующие шаги. В октябре завершается конкурс методических разработок, объявленный в феврале Издательским Домом «Первое сентября» и Домом Русского Зарубежья имени Александра Солженицына. К концу ноября — началу декабря будут подведены его итоги и рекомендованы для публикации лучшие работы.
В ноябре же Минобрнауки внесет изменения в Примерную программу по литературе для старшей школы, введя обязательное изучение фрагментов «Архипелага ГУЛАГ» на базовом уровне. К этому же времени Н. Солженицыной совместно с учебно-методической группой педагогов будет подготовлен текст ряда фрагментов из книги, которые будут сопровождаться комментариями и необходимыми методическими разработками в помощь учителю-словеснику . Все эти материалы появятся в Интернете на сайте Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР,
Курс на «Архипелаг»