Лингвистический анализа текста поэмы Данте Алигери
«Сквозь меня идут к городу мучений тягчайших…», — рипить адские ворота, и два поэты, Данте и Вергилий, отправляются в удивительное странствие. Немало увидят они на своем пути. Пройдут мимо пышный замок, залитый ясным светом, где находятся славные герои старины, побывают в страшном подземелье, в котором наказываются грешные души, попадут к адскому городу Дите, дойдут к самой ячейке земли, где в ледовой скале терпит мучение сам Люцифер, господин и узник этого мира страдания. Еще к ним в потусторонних мирах побывало много героев мировой литературы. Чтобы узнать о своей судьбе, вызвал душу умершего вещуна Тиресея велемудрый Одиссей.
От своего покойного отца Анхиза справился о будущем знаменитого Риму Эней, герой Виргилиевои «Енсиди». Целый ряд сюжетов дает нам и Средневековье. Еще в IV столетии появилось так называемое «Видение Павла», начало развитие целого круга ирландских легенд о посещении Ада и Рая. Уже в XII столетии было написано славное «Видение Тунгдала», герой которого попал к Аду, но возвратил, чтобы рассказать о неотвратимости Божьей Отплаты. Среди этих сказов, или так называемых «визий», поэма Данте занимает особое место, так как в ней есть кое-что свое, неповторимое. Наш герой забрел, утратил правильный путь, но захотел найти истину, и потому отправился в странствие. Перед нами, собственно, драматическая история гибели (Ад), перерождение (Чистилище) и возрождение (Рай) человеческой души. Данте стремится провести читателя через страдание к познанию высшей истины, к пониманию смысла жизни. Две разные части Вселенной — Ад и Рай, но они имеют общие черты.
За что несет наказание Люцифер? Люцифер восстал против Бог. В каждой с трех пастей он терзает грешников — Брута, Касия — убийц Цезаря, и Иуду — Исусового ученика, который предал его.
В Аду он видит, слышит, воспринимает на прикосновенье, запах («гром оглушительный я враз услышал», «воняли под ногами»), в Раю поэт преимущественно видит («проследил я тропы», «я видел путь», «я обсмотрел ближе»). Ад понятнее и ближе, это современная Флоренция, Рай — недосягаем.
Ад — ужасный, черный, страшный, это — «нижний» пространство, он «давит» на героя, здесь находятся души грешников; одним Данте сочувствует, других ненавидит. Они — грешники, но почти каждый из них яркая, колоритная личность со своими индивидуальными чертами. их наказание ужасное. Данте все это видит, слышит и ощущает и пользуется, рассказывая об этом, конкретной и отрицательной лексикой. Рай — это место, где находятся блаженные тени праведников. Это «верхний», «свой», светлое, широкое пространство, отсутствуют конкретные предметные детали. Лексика рассказа о Раю высокая, торжественная, а герои идеальные. Данте рассказывает о Раю с увлечением.
Лингвистический анализа текста поэмы Данте Алигери