Лиризм в произведениях Паустовского
Лиризмом проникнуто описание природы в произведениях Паустовского. Он помогает читателям почувствовать «сказку жизни». «…Если после этого маленького рассказа вам приснится ночная веселая игра музыкального юрка, звон дождевых капель, падающих в медный таз, ворчание Фунтика, недовольного ходиками, и кашель добряка Гальвестона,- я буду думать, что рассказал вам все это не напрасно»,- говорит писатель в рассказе «Жильцы старого дома». Паустовский стремился показать прекрасное и романтичное в самом обыкновенном. Герои его произведений чутки к красоте природы, они не пассивные ее наблюдатели, а творцы жизни, борцы за прекрасное.
Так, в рассказе «Корзина с еловыми шишками» дочь лесника Дагни Педерсен открыла мир музыки. Поэтичен сюжет этого небольшого рассказа. Незадолго до смерти Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками. Она собирала в корзину еловые шишки. Детская непосредственность Дагни очаровала композитора, и он обещал сделать ей подарок, когда она вырастет. Григ написал музыку о «глубочайшей прелести девичества и счастья» и посвятил ее Дагни Педерсен. И она получила этот подарок через много лет, когда композитора уже не было в живых. Дагни услышала музыку Грига, поняла все то, что хотел сказать композитор; она «сжала руки и застонала от неясного еще ей самой, но охватившего все ее существо чувства красоты этого мира». В произведениях Паустовского чутко улавливается взаимосвязь искусства, природы и человека-творца. Они помогают читателю понять неповторимый язык природы, воспитывают любовь ко всему земному. И в то же время в них ясно выражено отношение автора к эпохе, к человеку. Особенно чувствуется это в произведениях военных лет, например, в рассказах «Бакенщик», «Правая рука».
В рассказе «Бакенщик» старый Семен учит ребят уважению к родной земле, он считает, что от любви к ней «человек и идет драться». У бакенщика Семена находятся меткие, живые слова для всего, что он видит: для ромашки, которую «грех сапогом раздавить», для медуницы, для купены, цветы которой напоминают ему белые колокола — «заденешь и зазвонят». Ему близко в природе все: облако, клевер, грибной дождь. «Такой дождь дороже золота. От него река теплеет, рыба играет, он все наше богатство растит»,- говорит Семен. Мальчишки, которых он перевозит через реку, любят старика, хотя и посмеиваются над его ворчливостью. В рассказе «Правая рука» автора волнует тема «человек и природа». Главный герой — Тихон Рябцев, зенитный пулеметчик, был ранен в руку под Петергофом. Рана долго не заживала, пришлось отнять руку. Тихона перевезли через Ладожское озеро в Вологду, а потом и в Сибирь, в Бийск. Только летом выписался он из госпиталя и начал служить сторожем в Белокурихе. Здесь в живописных сибирских лесах он встретился с двумя мальчиками, которые рассказали, что до войны жили под Ленинградом. Когда началась война, они были в лагере, и всех, у кого не было родителей, увезли сначала на Волгу, а потом в Белокуриху. Тихону понравился один из мальчиков — Мигуэль. Он испанец, сирота, его отец-старик был убит в Мадриде. Суровый Тихон полюбил бледного, застенчивого мальчика, привязался к нему, словно к сыну. Когда лагерь перевели под Москву, Тихон чувствует себя одиноким и ненужным без мальчика. В конце весны попрощался он с сибирскими горами, зашил адрес лагеря в подкладку бушлата и отправился к сыну-приемышу. Основная мысль рассказа воплотилась в словах Тихона, сказанных им однажды мальчику-испанцу: «Ты сиротой между нами не будешь. Наш народ, конечно, простой, бывает грубый, но душевный». Тема любви к природе, родине сливается в этом рассказе с интернациональной темой.
Своеобразие творческой манеры Паустовского в произведениях, заключается в лиризме повествования и в романтическом описании изображаемой действительности. Лиризм создается особой интонационной настроенностью, идущей часто от автора-повествователя. Творчество К. Паустовского помогает человеку стать добрее, лучше, открывает красоту мира, учит любви к родной земле.
Лиризм в произведениях Паустовского