Литература Германии в ХХ веке. Томас Манн (1875-1955)
Первая империалистическая война, революции в России и в Германии, годы Веймарской республики, приход Гитлера к власти Вторая мировая война, поражение нацизма и расчленение Германии — вот исторический фон, на котором творят немецкие писатели. Особую ценность в современной немецкой литературе представляет роман: Т. Манн, Г. Манн, Л. Фейхтвангер, Э. М. Ремарк, А. Зегерс, А. Белль и другие.
В начале века перед первой мировой войной ведущим литературным направлением становится критический реализм, возрождающий социально-бытовой роман.
Декадентско-символистское направление оказалось недолговечным, упадочническую поэзию «чистого искусства» оттесняет экспрессионизм, который в годы первой мировой войны чуть не стал главным течением в литературе Германии. Современники воспринимали экспрессионистов чуть ли не как новый Sturm und Drang. Для некоторых молодых писателей (И, Бехер, Б. Брехт) экспрессионизм был единственным известным им способом выразить свои революционные устремления. К середине 20-х гг. экспрессионизм распался.
В годы Второй мировой войны многим писателя пришлось эмигрировать или находиться в лагерях Англии, Франции. В США жили братья Манны, Фейхтвангер (который перед этим томился в лагере Франции), Ремарк, Брехт; в Мексике — А. Зегерс, Л. Ренн, Э. Киш.
Первое крупное произведение Томаса Манна — «Будденброки» (1901). Это было время, когда капитализм вступал в стадию империализма, что привело к реакции во всех областях жизни. Обозначился глубокий кризис культуры. В Германии укрепился философский идеализм, не приемлющий революционную борьбу рабочего класса и марксизм. В литературе возникло декадентское направление — натурализм, импрессионизм, символизм. Эти литературные течения, проникнутые идеями ницшеанства, отражали страх перед нарастающей силой социальных возмущений.
«Будденброки» — произведение, поднимающее большие социальные проблемы, дающее яркую и правдивую картину исторического развития буржуазии как класса с 18 (со времен наполеоновских войн) до конца 19 века. Это роман о 4-х поколениях буржуазной семьи. Материалы этой книги навеяны историей семьи Маннов. Постепенное разрушение материального благополучия Будденброков, от поколения к поколению, сочетается с их духовным оскудением.
Иоганн Будденброк — старший — типичный бюргер 18 века, оптимистичный и умеренный вольнодумец, оптимистично верящий в прочность буржуазного бытия.
Иоганн Будденброк — младший — человек уже иного склада, его сознание поколеблено приближением революционных событий 1848 года, им овладевает тревога и неуверенность, он ищет утешения в религии. При его показной строго патрицианской морали ему уже не удается примирить свою коммерческую деятельность с чисто человеческими отношениями даже к членам семьи.
Томас и Христиан уже не чувствуют себя неотъемлемой частью своего класса, «лучшей частью нации», как дед. Томас ценой страшных усилий воли еще заставляет себя носить маску мнимой деловитости, мнимой уверенности в себе, но он уже не чувствует в себе способности конкурировать с предпринимателями нового хищного типа. За его показной сдержанностью скрывается усталость, непонимание смысла и цели собственного существования, страх перед будущим. Христиан — опустошенный человек, отщепенец, человек, способный лишь на шутовство.
Вырождение Будденброков знаменует для Томаса Манна гибель той, казалось бы нерушимой, основы, на которой зиждилась бюргерская культура. Истоки разрушения семьи в объективном появлении среди немецкого бюргерства «грюндеров» — беспринципных дельцов-хищников, отбросивших пресловутую добросовестность в делах, ломавших солидные устоявшиеся деловые связи. Прочность и обстоятельность уклада отступают перед ненасытной жаждой богатства, жестокой хваткой предпринимателей новой формации.
Рисуя историю Будденброков Томас Манн одновременно показывает и историю буржуазной мысли, ее эволюцию от философии просветителей к реакционным декадентским воззрениям. Вольтерьянца Будденброка — старшего сменяет ханжа Будденброк — младший, а его сын Томас увлекается философией Шопенгауэра.
Из поколения в поколение иссякают душевные силы семьи. Грубовато-добродушные основатели династии сменяются наконец утонченно-невропатическими существами, чей страх перед жизнью убивает их активность, делает их неизбежными жертвами истории. Последний отпрыск Ганно Будденброк — сын Томаса — унаследовал от матери чуждую его предкам страсть к музыке, проникаясь отвращением не только к прозаической деятельности отца, но и ко всему, что не является музыкой, искусством.
Так кристаллизуется важнейшая для Манна тема: резкое противопоставление всякого искусства буржуазной действительности, всякой умственной деятельности — низменной практике буржуа. Здесь сказывается известное влияние на Томаса Манна Ницше и Шопенгауэра. Подобно первому манн считает болезненность возвышающей человека над заурядностью, делающей его мировосприятие более острым и глубоким. Носитель нездоровья — чаще всего художник — противостоит эгоистичному и самовлюбленному миру буржуа. Пессимизм Шопенгауэра, воспевавшего красоту умирания, казался естественным Манну, который видел в умирающей культуре бюргерства гибель всечеловеческой культуры.
Ганно, одержимый «демоном» музыки, одновременно символизирует духовное возвышение рода Будденброков и его трагический конец. В роман вторгается декадентская идея, что искусство связано с биологическим вырождением.
Дальнейшее творчество писателя отражает непростой путь эволюции его мировоззрения: от реакционных шовинистических настроений к неприятию фашизма и социализму (правда, к довольно своеобразному «социализму чувства», предполагающему процветание бюргерства — носителя культуры, созидателя жизненных ценностей).
Его роман «Волшебная гора» Манн назвал «книгой прощания», книгой «отречения» от прошлого отношения к жизни; это изображение метаний немецкой интеллигенции. Инженер Ганс Касторп, навещающий брата в туберкулезном санатории, как Тангейзер, 7 лет пробывший в недрах горы, остается там и проводит там 7 лет.
Там совсем иной мир, иллюзорное, но нерушимое существование; болезнь, которая, как считал раньше Манн, просветляет человека, теперь приводит к эгоистической самовлюбленности, попранию законов человеческой морали.
Сеттембрини (внук карбонария, просветитель по убеждениям) и Лео Нафта (его идеологический противник, последователь Ницше и фашизма) борются за душу Касторпа, их столкновение символизирует борьбу за влияние на европейскую интеллигенцию буржуазной демократии и империалистической реакции. Их столкновение приводит к дуэли: Сеттембрини стреляет в воздух, Нафта убивает себя. Третьей силы в романе нет.
«Волшебная гора» наряду с романами «Будденброки» и «История доктора Фауста» составляют наибольшую часть творческого наследия Томаса Манна. «Доктор Фаустус» появился в 1947 году и считается самым значительным романом писателя. Это своеобразный итого творчества Томаса Манна, книга, к которой он шел всю жизнь. Если «Будденброки» были лебединой песнью умирающего бюргерства, «Волшебная гора» — книгой «прощания» со многими иллюзиями, то «Доктор Фаустус» стал решительным осуждением буржуазного общества и его искусства. Это прежде всего философский роман, повествование которого строится как биография композитора Адриана Леверкюна: его юность, учеба на теологическом факультете, возвращение к музыке, встреча с Эсмеральдой, заражение сифилисом, прогрессирование болезни, десятилетний мрак безумия и — смерть.
Не трудно заметить, что в жизнеописании композитора использованы мотивы биографии Ницше, особенно заметна близость к Ницше героя в его творчестве. Музыка Леверкюна пронизана теми же идеями: пессимизм неверия в человека, ужас перед неизбежным крушением старого общества, страдания личности, окруженной злыми духами земли и ада. Манн все время противопоставляет в романе музыку Леверкюна и Бетховена: величественная гармония одного и немыслимая дисгармоничность другого, жизнеутверждающий пафос и откровенное отчаяние, мелодичность и нервозная несочлененность звуков, символизирующая распад мира.
Томас Манн окончательно развенчивает эстетство и модернизм, говорит о моральной ответственности художника перед народом, о смысле и назначении искусства. Томас Манн строит свой роман на фаустовской теме, отражающей историю Германии: эпоха возвышения связана с «Народной книгой о докторе Фаусте» (ловкий пройдоха, делец), наивысший подъем — с «Фаустом» Гете (созидатель, творец), Леверкюн-Фауст должен показать разложение и гибель буржуазии (разрушитель).
Символический план романа диктует нам сопоставление жизни Леверкюна и истории буржуазного общества, Леверкюн закладывает свою душу черту ( в своих галлюцинациях) за 24 года творческого «прорыва» в наджизненные стихии: Фауст — буржуа ХХ века начинает свой разрушительный путь.
Литература Германии в ХХ веке. Томас Манн (1875-1955)