Литература реализма и натурализма
Приблизительно с середины до последней четверти XIX столетия «погоду» во всемирном литературном процессе делали преимущественно писатели-реалисты. Россияне Ф. Достоевский и Л. Толстой уверенно приняли эстафету французов Стендаля, О. Бальзака, Флобера, англичанина Ч. Диккенса и пошли дальше своих предшественников. Достаточно вспомнить произведения той эпохи, которые вошли в казну всемирной литературы: «Униженные и оскорбленные» (1861), «Игрок» и «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1868), «Бесы» (1871), «Братья Карамазовы» (1879-1880) Ф. Достоевского, «Война и мир» (1863-1869), «Анна Каренина» (1873-1877), «Воскресение» (1889-1899) Л. Толстого. Творчество Достоевского и Толстого стало вершиной не только русского, а и мирового реализма.
Они обогатили всемирную литературу (прежде всего жанр романа) уже самим взглядом на вечные проблемы человечества: признание-непризнание отдельной личностью общественных законов и норм, право «переступить» через эти законы и нормы («Преступление и наказание»), видение проблем войны и мира, войны и народа, «мысли народной» («Война и мир»), проблемы семьи, «мысли семейной» («Анна Каренина») и т. п. Глубокий психологизм произведений этих писателей до настоящего времени поражает как литературоведов, так и обычных читателей. Творчество Достоевского и Толстого действительно бессмертно, оно пережило и еще переживет много литературных мод и даже общественных формаций, ведь как по смыслу, так и по форме произведений они достигли общечеловеческих, действительно всемирных высот. В это время в мировой литературе преобладали такие направления, как натурализм и позитивизм.
Натурализм (от лат. nature — природа) — название течения в европейской литературе и искусстве, которое возникло в 70-х годах XIX ст. и особенно широко развернулось в 90-х годах, став тогда самым влиятельным направлением. Основные элементы натурализма в литературе существовали значительно раньше. В 80-х годах это течение получило название и теоретическое обоснование, данное Эмилем Золя в книге «Экспериментальный роман» (1879) и в статьях о театре. В дальнейшем под термином «натурализм» объединялись понятия весьма разнородные и отличные от представления о нем его основоположников, в частности Золя. Объясняя выбор этого термина для определения нового литературного стиля, Золя начинает с отмежевания от реализма: «Меня спрашивают, почему я не удовлетворяюсь словом «реализм», которое используется 30 лет? Я поступил так лишь потому, что тогдашний реализм сузил художественно-литературное мировоззрение.
Мне казалось, что слово «натурализм» расширяет область наблюдения» («Натурализм в театре»). В эту область отныне входят запрещенные до натурализма темы и области патологии и физиологии, проблемы работы, той или иной профессии («Жерминаль»). Вводя новое определение для литературного стиля, Золя все же таки определяет основой этого литературного течения реализм, который играл ведущую роль в французской литературе второй половины XIX ст.
Позитивизм — социально-философское направление, которое характеризуется стремлением выходить из данного, фактического, стойкого, бесспорного (положительного), чтобы создать социальную теорию: свободную от метафизических объяснений, доказательную и общезначимую, основанную на методологии, присущей естественным наукам. Где-то в конце XIX столетия удельный вес литературы реализма в выражении художественных стремлений эпохи начал уменьшаться, вступали в силу модернистские направления и течения.
Литература реализма и натурализма