Литература XX века
Я устал от двадцатого века, От его окровавленных рек. И не надо мне прав человека, Я давно уже не человек. В. Соколов. Литература 20 века — это, по сути, трагическая литература. Трагическая, потому что описывает трагическое время — время «окровавленных рек».
Несколько революций, несколько страшных войн, репрессии — все это унесло миллионы жизней. Но помимо физического уничтожения, в России 20 века происходило и уничтожение моральное, психологическое. Та эпоха — эпоха тоталитаризма, уничтожения Личности во имя призрачного блага Всех. Об этих страшных процессах и их последствиях говорили многие писатели.
Самые выдающиеся произведения остались в истории не только мировой литературы, но и общественной, политической мысли. Они являются ценнейшими памятниками того страшного времени и людей, прошедших через жернова репрессий и ГУЛАГа. Поэма А. Ахматовой «Реквием», бесспорно, относится к таким произведениям. Написанная в 1935 — 1940 годах, она является «заупокойной мессой» для всех безвинно погибших в застенках советских тюрем и лагерях ГУЛАГа. Лирическое и эпическое в поэме слито воедино: рассказывая о своем горе , Ахматова говорит от лица миллионов «безымянных».
С самого начала произведения в нем появляется библейский образ из Апокалипсиса, сопровождающий героиню на протяжении всего ее крестного пути: «звезды смерти стояли над нами…», «…и скорой гибелью грозит огромная звезда», «…звезда Полярная сияет». Своей кульминации этот образ достигает в главе «Распятие» — смысловом и эмоциональном центре произведения. Для Матери Иисуса, с которой отождествляет себя лирическая героиня Ахматовой, как и для ее сына, настал «великий час»: Магдалина билась и рыдала, Ученик любимый каменел, А туда, где молча Мать стояла, Так никто взглянуть и не посмел.
Магдалина и любимый ученик как бы воплощают собой те этапы крестного пути, которые уже пройдены Матерью. Магдалина — это мятежное страдание, когда лирическая героиня «выла под кремлевскими башнями» и «кидалась в ноги палачу». Ученик воплощает тихое оцепенение человека, пытающегося «убить память», обезумевшего от горя и зовущего смерть. В итоге молчание Матери, на которую «так никто взглянуть и не посмел», разрешается плачем-реквиемом, но не только по своему сыну, но и по всем «миллионам убитых задешево, / Протоптавшим тропу в пустоте» (О.
Э. Мандельштам). В этом сейчас — ее долг. Личную, лирическую тему Ахматова завершает эпически. Согласье на торжество по воздвижению памятника ей самой в этой стране она дает лишь при одном условии: что это будет Памятник Поэту у Тюремной Стены: Затем, что и в смерти блаженной боюсь Забыть громыхание черных марусь.
Забыть, как постылая хлюпала дверь И выла старуха, как раненый зверь. Поэма А. Твардовского «По праву памяти» была завершена во второй половине 60-х годов, но она развивает тему «Реквиема» Ахматовой. Основной здесь является глава «Сын за отца не отвечает». В ней автор исследует воздействие государства на родственные связи, грубое вмешательство власти в семейную сферу. В результате этого библейские, издревле мыслимые как теплые, добрые, исполненные любви понятия Отец и Сын становятся искаженными, изуродованными.
Твардовский показывает, что самое заветное, несомненное попало под зубцы разрушительной машины перемен: «То был отец, то вдруг он — враг». Лирический герой не понимает, почему нужно делать такой страшный выбор — между родным отцом и благородной идеей, а на деле оказывалось, что выбор этот — между отцом и жизнью. Искренний порыв идти в ногу со временем оборачивается для юноши трагедией: оставивший отцовский дом для горячего участия в новой истории, сын в руках вершителей судеб лишь щепка, которую именуют «отродьем, Не сыном даже, а сынком».
Но все же сыновнее сердце хранит верность в любви к своему отцу-труженику. О ней напоминает воскресающее в памяти видение отцовских рук: «В узлах из жил и сухожилий, В мослах поскрюченных перстов», неразгибающихся, загрубевших в работе: «отдельных не было мозолей — Сплошная. Подлинно — кулак!» В поэме вырисовывается истинный облик Отца Народов, имеющий демонические очертания. Он приказывает забыть свои корни, своих родителей.
И — что особенно горько — агрессивные законы Демона приняты рядовыми людьми: А мы, кичась неверьем в бога, Во имя собственных святынь Той жертвы требовали строго: Отринь отца и мать отринь. Твардовский критикует и осуждает беспамятство, пассивное ожидание указов сверху, которое сродни религиозному поклонению: «Нет, дай нам знак верховной воли, Дай откровенье божества». В своей инфантильности, отсутствии самостоятельности современники заслужили иронии: «Как наигравшиеся дети, Что из отлучки взрослых ждут». Автор требует истинного знания о прошлом, честности, которая поможет людям выдержать испытания, сохранить человеческое лицо.
Таким образом, литература 20 века — это трагическое свидетельство тех событий, которые выпало на долю русского народа. Писатели и поэты, всем сердцем переживавшие трагедию своей Родины, призывали лишь к одному — памяти. Потомки должны знать, должны помнить все, что происходило с их родителями, чтобы никогда больше не повторять этих страшных ошибок.
Литература XX века