Мир волнующий и странный
Уроки по творчеству Николая Гумилева
Известна истина: писатель на уроке литературы должен научить ребят больше, чем сам учитель. В жизни и личности художника можно найти много моментов, которые заинтересуют ребят и даже будут восприняты как пример для подражания. Особенно если речь идет о путешественнике, поэте, воине, аристократе духа, эстете, книжнике — Николае Степановиче Гумилеве.
Знакомство с творчеством поэта начинается в 6-м классе. Здесь проведем два урока:
— Стихотворение «Жираф». Страницы биографии Н. Гумилева;
— Стихотворение «Змей» и былинные мотивы русской поэзии. Художественное своеобразие стихотворения «Сказочное».
Вторая встреча с Гумилевым происходит в 7-м классе, когда читается стихотворение «Капитаны».
При желании возможно продолжение диалога с поэтом и в 9-м классе — можно прочитать стихотворения «Сады моей души…», «Она», «Война».
Таким образом мы готовим серьезное изучение творчества Гумилева в 11-м классе.
Разговор на первом уроке в 6-м классе начнет Учитель.
— Ребята, вы любите путешествовать? Вот мы и отправимся в дальние дали вместе с поэтом Николаем Степановичем Гумилевым, мечтавшим создать «учебник географии в стихах». Вы хотели бы заниматься по такому учебнику?
Написать его Гумилев, увы, не успел, а стихи о дальних странах нам оставил…
А теперь в дорогу, на озеро Чад, где «изысканный бродит жираф».
Читается стихотворение «Жираф» . Вопросы для беседы по стихотворению.
— Вы видели когда-нибудь жирафа? Сравните свои впечатления с теми, которые возникли у автора стихотворения.
— Какие образы в стихотворении Гумилева вас поразили, остались в памяти?
— Почему поэту видится столь грациозный, «изысканный», с «волшебным узором» на шкуре, экзотический жираф?
— Каким, по-вашему, должен быть человек, заселивший образами экзотических животных «веселые сказки таинственных стран»?
Далее учитель рассказывает о жизни Гумилева. Цель этого рассказа не в том, чтобы сообщить множество дат и фактов, а в том, чтобы заинтересовать ребят личностью поэта, заинтриговать их.
Вот некоторые опорные точки рассказа ; Высотский О. Николай Гумилев глазами сына. — Воспоминания современников о Гумилеве. М.: Молодая гвардия, 2004.
См. рецензию на с. 44.).
— Родился 3/15 апреля 1886 года в Кронштадте, в семье врача.
— Шторм в день рождения .
— Научился читать и писать к пяти годам. Увлекался географией и биологией, мечтал о путешествиях, зачитывался Майн Ридом и Жюлем Верном.
— Все годы юности он «лепил себя»: будучи слабым и болезненным — закалялся, будучи неуверенным в себе — всегда верховодил в компании сверстников. Он везде должен был стать первым.
— 1905 год — опубликован первый сборник поэта «Путь конквистадоров».
— 1906-1908 годы — жизнь в Париже. Занятия в Сорбонне.
— 1908, 1909, 1910, 1912, 1913-й — годы путешествий: Синоп, Константинополь, Египет, Абиссиния, Италия…
— 1914-1915 годы — мировая война. Гумилев — воин. Он убежден: смысл человеческой жизни в служении Родине.
Здесь, на войне, все делается серьезно, искренне, без фальши. За боевые отличия награжден Георгиевскими крестами 4-й и 3-й степени.
— 1916 год — получает чин прапорщика.
— тысяча девятисот семнадцатого год — награжден орденом Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом. По службе находится в составе российских войск во Франции.
— 1918 год — возвращается в Россию.
— 1918-1921 годы — ведет активную литературно-общественную деятельность. 3 августа 1921 года арестован сотрудниками Петроградской ЧК как участник так называемого «таганцевского заговора». 25 августа — расстрелян по решению президиума Петроградской ЧК на основании ложного обвинения в причастности к контрреволюционной организации.
Место его убийства до сих пор точно не установлено.
Расстрелян за то, что не донес властям о заговоре. По сути, был убит за то, что до конца остался честным человеком, порядочным гражданином своей страны.
Мы будем знакомиться со стихотворениями Гумилева, которые не впрямую, но расскажут многое об этом человеке.
Затем читается стихотворение «Змей» . Вот некоторые вопросы, по которым можно построить беседу.
— Какое впечатление произвели на вас эти строки?
— Объясните смысл названия произведения. Почему оно не названо, например, «Вольга»?
— Каков жанр этого произведения?
— Объясните смысл последнего четверостишия.
— Почему русские девушки предпочитают смерть неволе в чертогах змея?
— Объясните смысл первого четверостишия и его значение в стихотворении.
— Как бы вы сформулировали идею этого произведения?
Перед нами баллада, включающая в себя традиционный русский былинный мотив о Змее, похищающем русских девушек. В центре баллады монолог — сетование Змея, не понимающего, отчего они предпочитают смерть неволе. Патриотическое звучание русских былин усиливается в балладе тем, что рассказ вложен в уста Змея, а богатырские мотивы мы вспомним, читая последнее четверостишие, в котором появляется образ былинного богатыря Вольги Святославовича, выступающего против Змея.
Чтение стихотворения «Сказочное» нужно обязательно сопроводить разбором непонятных слов. Вопросы для беседы могут быть примерно такими.
— Почему стихотворению дано такое название?
— На чью поэму-сказку оно похоже?
— Что, по-вашему, олицетворяет Медведица-ночь?
— Каков жанр этого произведения? Почему вы так решили?
— Назовите основные тропы, используемые в стихотворении.
— Начертите ритмическую схему этого стихотворения.
— Понравилось ли вам стихотворение? Почему?
Предложенная работа скорее всего растянется на два урока, особенно в классе, где удалось создать особую, интригующую атмосферу . Если же в распоряжении учителя только один учебный час, то он может самостоятельно сократить отдельные элементы описанной нами линии. Так или иначе, но в конце последнего урока предложим ученикам написать сочинение-миниатюру «Каким я представляю себе автора прочитанных нами стихотворений? Что меня привлекает в его поэзии?»
Вот строки из сочинений учащихся.
«Мне кажется, что поэзия Н. Гумилева отличается особой сказочной красотой, красочностью и образностью. Все его сборники читаются на одном дыхании и запоминаются легко и быстро. Мне они нравятся уже давно…
Старинные замки, заколдованные страны, волшебники и чудовища теперь поселились в моей голове» .
«В Н. Гумилеве я увидела человека романтического, с удивительной фантазией. Поэт способен из обыденного, повседневного сделать нечто прекрасное, чудесное, стоящее внимания. Например, жираф с озера Чад.
Обыкновенного жирафа он описал как чудо природы» .
«Я считаю, что Гумилев — своеобразный поэт. Он может сказочно и красиво описать предмет, каждое его слово имеет глубокий смысл. В словах Анны Ахматовой: «Гумилев — поэт еще не прочитанный…» — подразумевается, что каждый раз, когда мы перечитываем его произведения, мы открываем для себя что-то новое» .
Продолжится знакомство с поэзией Николая Гумилева в 7-м классе. Ребята знакомятся с циклом «Капитаны». Целесообразно провести эту работу после чтения «Тараса Бульбы»: здесь появляется не только возможность «переключиться», «отдохнуть» от прозы, но и увидеть преемственность в изображении героического, романтического характера. Поэтому и начинаем разговор с обсуждения понятия «герой», а потом задаем вопрос:
— Как удалось поэту создать характер сильный, исключительный, героический?
Хорошо, если первое стихотворение цикла учитель прочтет наизусть. После первого чтения следует задание:
— Найдите и выпишите в тетрадь трудные для понимания слова.
В тетрадях могут появиться такие записи.
Мальстрем — опасное течение .
Хартия — здесь: старинный документ.
Дерзостный — дерзкий, бросающий вызов.
Ботфорты — высокие сапоги с отворотами.
Брабантские манжеты — обшивки рукавов из брабантского кружева.
Фелуки — парусное судно.
Фрегат — военный корабль.
Базальт — вулканическая горная порода.
После словарной работы текст читается второй раз, теперь уже учащимися.
Зададим ученикам некоторые вопросы на понимание прочитанного, на выявление их отношения к тексту:
— Какие чувства вызвало стихотворение? Можно ли сказать, что это «красивое» стихотворение? Почему?
— Вспомнились ли вам ранее прочитанные произведения поэта? Если да, то какие и почему?
— Каким предстает перед нами лирический герой стихотворения? Назовите ключевые слова, через которые нам открывается этот человек.
Затем учащиеся работают в группах. Вопросы для групп.
Группа 1. Какими приемами поэт создает образ моря?
Группа 2. Какими приемами поэт создает образ корабля?
После выступления учащихся слово берет учитель. Можно обратить внимание ребят на то, что поэт не придерживается стройного сюжета в рассказе о подвигах своего лирического героя: перед нами как бы мозаика, несколько ярких, необычных картин, эпизодов из «повседневной жизни» капитанов, что подчеркивает союз «или». Для поэта не так уж важно, какие именно опасности поджидают его лирического героя на избранном им дерзостном пути, — важно то, что они серьезны, и то, как капитан встречает их.
Ситуации, как бы случайно выбранные поэтом, изображают героя как исключительную личность, характер романтический — и в момент атаки «на вражьи фелуки», и в погоне за исполинскими китами, и во время бунта, когда капитан остается один на один с разъяренной командой посреди моря.
Главную роль в создании образа поэт отводит не только и не столько рассказу о подвигах своего героя, сколько портрету, эпитетам, метафоре, позволяющим изобразить и «безумствующее море», и «клочья пены», и капитана. Важно и сопоставление двух миров , каждый из которых получает авторскую оценку. Важен и риторический вопрос в финале стихотворения , ответ на который не вызывает сомнения.
Экзотический морской пейзаж, на фоне которого Н. С. Гумилев изображает своих героев, как бы подчеркивает исключительность, силу характера поэтического образа.
В качестве Домашнего задания можно предложить ребятам выучить наизусть это или любое другое стихотворение цикла, проиллюстрировать его или письменно ответить на вопрос: «Почему героем своего стихотворения поэт выбирает капитана, личность героическую? Попытайтесь рассуждения подкрепить фактами биографии поэта, примерами из его произведений».
Мир волнующий и странный