Мои первые уроки
Изучение Комедии » Ревизор» можно начать с детального рассмотрения картины К. П. Брюллова «Последний день Помпеи», под воздействием которой, как известно, Гоголь находился в момент создания комедии.
Эти произведения объединяет общее ощущение конца; главной движущей силой их сюжета является страх; и на картине, и в комедии дан собирательный образ города в момент наивысшего напряжения, перед лицом неотвратимой опасности . Но если у Брюллова людям угрожает гибель, то у Гоголя — разоблачение.
На картине — любовь людей друг к другу, стремление помочь ближнему, облегчить его страдания, красивые лица и поступки, полные величия… . В комедии — неприязнь друг к другу, стремление навредить ближнему, безобразные рожи и низкие страстишки.
«Он схватил молнию и бросил ее целым потоком на свою картину… Его фигуры прекрасны при всем ужасе своего положения. Они заглушают его своей красотой. У Брюллова является человек для того, чтобы показать всю красоту свою, все верховное изящество своей природы» — таково впечатление Гоголя от увиденного на полотне художника. Когда все рушится, ломается, разбивается, люди у Брюллова сохраняют свою цельность.
Брюллов открывает доброту возвышенной человеческой богоподобной красоты. «Гоголевские образы — клочья людей, а не люди, гримасы людей». Гоголь открывает «нестерпимое зло пошлости».
На первый урок по роману «Война и мир» я прихожу с гитарой и исполняю песню А. Макаревича «Марионетки»: в ней мы попадаем в балаган, «где куклы так похожи на людей». Думаем над вопросами: «Почему наша жизнь часто напоминает балаган?», «Почему в процессе представления создается впечатленье, что куклы пляшут сами по себе?», «Что и кто превращает людей в марионеток, манипулирует ими, как куклами?», «Чем отличается человек от куклы?» .
Проблема «человечности» и «кукольности», «естественности» и «фальши» — одна из сквозных в романе. На последующих уроках мы вспомним про «балаган» и «марионеток», размышляя над различными сценами: в салоне А. П. Шерер; возня вокруг «мозаикового портфеля» с завещанием; в штабе, где «скоморошничает» Жерков; сватовство Анатоля Курагина к Марье Болконской; женитьба Пьера на Элен; добывание наград и имущества Бергом и т. д.
«Марионеточность» Курагиных, Бергов, Жерковых противопоставлена человечности Наташи, Андрея, Пьера, Тушина, Каратаева. Для того чтобы «всем миром навалиться» и спасти Родину, надо избавиться от марионеточных нитей и стать просто Человеком. Примечательно, что в лучах искренности и жизнелюбия Наташи даже тряпичная кукла Мими выглядит более живой и естественной, чем лишенная человечности и сострадания Элен.
Также можно рассказать ученикам о детстве принца Гаутамы, трех испытанных им потрясениях, подвигших его на путь просветления, о переплетении в мировоззрении Л. Н. Толстого христианства и буддизма. На последующих уроках нам предстоит проследить жизненный путь Пьера Безухова — путь к принятию простой и мудрой жизненной философии Платона Каратаева через «моральную баню» к глобусу, состоящему из живых капель и символизирующему бесконечность жизни.
В заключительной части урока я рассказываю ученикам любимую притчу Л. Н. Толстого о человеке, прячущемся от чудовища в колодце и держащемся за веточку, вокруг которой одна за другой ходят подтачивающие ее корни белая и черная мыши; про листочек с капелькой меда, которую жадно лижет обреченный на гибель человек.
Первый урок по роману » Преступление и наказание» Можно начинать с беседы о снах и рассмотрения офорта Ф. Гойи «Сон разума рождает чудовищ». Через призму этого офорта можно более выпукло осмыслить чудовищность теории Раскольникова, роль его снов, «двойников» , «профетичность» романа, предсказавшего кровавые события ХХ века.
Беседуя о снах, создаем ассоциативный контекст из снов Светланы , Татьяны , Катерины , Лукерьи (И.
С. Тургенев. «Живые мощи»), Базарова , Обломова .
Определяем их природу и проводим классификацию «дурных» и «хороших» снов.
Удачным оказывается использование на таком уроке стихотворения Мустая Карима «Людям снятся разные сны» .
Человеку сны дурные снятся… Будто вся земля дрожит от страха, Воды обратились в клубы пара, Горы обратились в тучи праха.
Человеку сны дурные снятся… Что глупец — великий повелитель, Мудрецы ж ликуют: — Поглядите, Вот мудрец!.. — и не хотят уняться.
Человеку сны дурные снятся… Будто нежность запятнали ложью, Дружба заблудилась в бездорожье, Предал сын отца… Куда деваться?!
Человеку сон хороший снится: Будто в мире нет вражды от века, Путь от человека к человеку Не перерезается границей.
Человеку снится сон хороший: Что везде почет уму и чести, Глупость на своем примолкла месте И — покончено со злом и ложью.
Человеку сон хороший снится: Будто все плоды в садах созрели, Будто все незрячие прозрели, Сын отца признал — и не стыдится…
Снятся сны различные ночами — Снами управлять ведь мы не вправе!.. Пусть хороший обернется явью, А дурные — остаются снами…
Мои первые уроки