Молодой Лермонтов-романтик
Молодой Лермонтов — романтик. Он смотрит на поэта как на одинокого избранника . Лермонтовский поэт — «как демон, с гордою душой»; он «меж людей беспечный странник, / Для мира и небес чужой» . Поэт живет своими мечтами, своими страданиями, которые недоступны «толпе»:
Я сам собою жив доныне, Свободно мчится песнь моя… «Пускай поэта обвиняет…»
Но уже в ранний период творчества Лермонтов порой ставит под сомнение правомерность противопоставления одинокого поэта «ничтожной толпе» людей.
Безумец я! Вы правы, правы! Смешно бессмертье на земле. Как смел желать я громкой славы, Когда вы счастливы в пыли? «Безумец я! Вы правы…»
Над поэмой «Демон» Лермонтов работал двенадцать лет. Первый вариант произведения создан им в 1829 году, последний — незадолго до смерти.
Демон в христианской мифологии — злой дух, дьявол. Некогда он был ангелом . За непокорность бог изгнал его из рая .
Образ Демона и сюжет поэмы фантастичны. И, тем не менее, произведение связано с русской жизнью с литературными традициями 20-30-х годов.
Демон несколько сродни и Алеко, этому «вольному жителю мира», и Онегину, томимому «душевной пустотой».
Но «Демон» — не просто повторение того, что было открыто Пушкиным. Это — новый этап в развитии русского революционного романтизма. Лермонтов по-своему показал и оценил романтического героя-индивидуалиста.
Демон разочарован во всем, что окружает его. Гордый «дух изгнанья» равнодушно созерцает прекрасную природу.
И дик, и чуден был вокругВесь божий мир; но гордый духПрезрительным окинул окомТворенье бога своего, И на челе его высокомНе отразилось ничего.
Демон осуждает жизнь людей, презирает этот мир, в котором господствует насилие над человеческой личностью,
Где нет ни истинного счастья, Не долговечной красоты, Где преступленья лишь да казни, Где страсти мелкой только жить;Где не умеют без боязниНи ненавидеть, ни любить.
Мятежность, пафос отрицания, могучие душевные силы Демона — все это близко и дорого автору. Однако Лермонтов, поэтизируя героя, одновременно осуждает его. Он судит гордого Демона, который «все благородное и все прекрасное хулил», — судит с передовых общественных позиций, с позиций подлинного гуманизма.
Бунт Демона лишен общественного содержания, стремления к положительному идеалу. Презрение и ненависть ко всему миру вытеснили из его души светлые чувства.
И все, что пред собой он видел, Он презирал иль ненавидел.
Крайний эгоизм, непомерная гордость, презренье и ненависть — все это привело его к мучительному одиночеству, и мир для него стал «глух и нем».
Чтобы жить полнокровной жизнью, надо не только ненавидеть, но и любить, не только отрицать, но и утверждать, ценить не только свою свободу, но и свободу других. Такова идейно-нравственная позиция автора. С этой позиции Лермонтов оценивает романтический индивидуализм.
Он вводит в поэму типично романтическую ситуацию: «царь познанья и свободы» очарован прекрасной Тамарой.
Тоску любви, ее волненьеПостигнул Демон в первый раз.
Демон зовет Тамару в «надзвездные края», чтобы оттуда «без сожаленья, без участья / Смотреть на землю» жить «равно далеко от божества и от людей», оставив «жалкий свет его судьбе». Но вне общества нет покоя и счастья отдельной личности. Поэтому попытки примириться «с небом», стремление «веровать добру» кончаются трагически.
И проклял Демон побежденныйМечты безумные свои, И вновь остался он, надменный, Один, как прежде, во вселеннойБез упованья и любви!..
Молодой Лермонтов-романтик