• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > «Мысль семейная» в «Войне и мире» Л. Толстого

 

«Мысль семейная» в «Войне и мире» Л. Толстого

Известны слова писателя, сказанные им по поводу главной идеи «Войны и мира» и «Анны Карениной»: «В «Войне и мире» я любил мысль народную, в «Анне Карениной» — семейную». Но это вовсе не значит, что «мысль семейная» не присутствует в «Войне и мире». Очень непросто разделить «семейную» и «народную» идеи в этом произведении.

Главная мысль — мысль о мире. Мир — это любовь, согласие, но это также и отдельные миры — человеческие объединения. Объединения людей — семьи, светские кружки и компании, полк, партизанский отряд, рота на войне, иногда стихийно возникшая общность . Главные же человеческие объединения — это семьи. Толстой — очень «семейный» писатель в том смысле, что он почти не представляет своих героев одиночками, как, например, Тургенев, Достоевский.

Характеристика главных героев через их семьи — один из основных приемов характеристики у Толстого. Ростовы создают фон для Наташи. Андрей Болконский это проницательно улавливает, отмечая, что Ростовы не совсем понимают, какое сокровище Наташа, но «составляют наилучший фон для того, чтобы на нем выделялась эта особенно поэтическая, переполненная жизни, прелестная девушка».

Семья Болконских — другое дело. Княжна Марья слишком важна сама по себе как идеологическая героиня, чтобы функция ее образа могла быть сведена к прояснению образа ее брата. Но, конечно, определенные внутренние переклички между их характерами есть.

Самым же главным является то, что княжна Марья и князь Андрей спорят по очень важным вопросам — о мире, о прощении, о религии — и в этом смысле, как брат и сестра Раскольниковы у Достоевского, выявляют разные аспекты авторской позиции. Иногда создается впечатление, что общение с сестрой является для князя Андрея, так же как и беседы с Пьером, необходимой духовной пищей на его нелегком пути к истине. Отец князя Андрея служит фоном и своего рода объяснением характеров сына и дочери, но функция этого образа этим не исчерпывается. В отличие от Ростовых, он играет важную роль в сюжете и интересен сам по себе как персонаж, несколько напоминающий героев Достоевского. Безумно любя дочь, он всю жизнь мучает ее непомерными требованиями по отношению к ее образованию, силе характера, талантам.

Дочь его, конечно, на голову выше окружающих, но ему этого мало. В сыне он, наоборот, относясь к нему с некоторой холодностью, видит великого человека, но делает все, чтобы разбить, искалечить его жизнь. И, конечно, в трагической судьбе Андрея он сыграл немаловажную роль, роковым образом разрушив его отношения сначала с Лизой, затем с Наташей. Родители Ростовы, напротив, поступают благоразумно, предаваясь воле Божьей, и даже их попытки помешать браку Николая с Соней оказываются счастьем для Николая , отложившего женитьбу на Соне и повстречавшего потом свою настоящую любовь.

У князя Андрея и княжны Марьи матери нет, а их отец, возможно, в подсознании пытающийся компенсировать эту потерю для своих детей активным вмешательством в их жизнь, приносит им страдания именно своей сверхтребовательностью. Возможно также, что, в отличие от непритязательных Ростовых, никогда не помышлявших ни о какой государственной деятельности, старый князь Болконский, генерал, занимавший видное место при дворе, участвовавший в большой политике, дипломатии, все свои не растраченные на этом поприще силы перенес на воспитание детей, когда был отстранен от дел в результате постигшей его опалы. Не только фамильные черты характера, но и фамильные черты внешности характеризуют любимых героев Толстого.

Наташа похожа на мать и внешне, и по характеру. Будучи замужем, она проявляет и хозяйственность, и заботу о муже и детях. Но есть в ней и черты отца — доброта, желание объединить и осчастливить всех, широта натуры. Недаром в семье Наташа — любимица отца.

Всех Болконских характеризуют особая талантливость, незаурядность, одухотворенность. Брат и сестра Болконские унаследовали страстность и глубину натуры отца, но без его властности и нетерпимости. Они проницательны, они глубоко понимают людей, как и отец, но не для того, чтобы их презирать, а для того, чтобы им сострадать. Необыкновенные, светящиеся глаза у всех Болконских — знак их одухотворенности.

И эту фамильную черту унаследовал от отца сын князя Андрея — Николенька. Любимые герои Толстого не представляют себе жизни без семьи, без детей. У них у всех есть дети.

И если любовный сюжет в мировой литературе обычно строится как движение к хэппи-энду либо разлуке и смерти влюбленных, то для Толстого главное — не то, что было до свадьбы, а семейная жизнь его героев. Сложные взаимоотношения князя Андрея с Лизой отражают впечатления первых лет семейной жизни Толстого. Семья Пьера и Наташи в эпилоге — пример для Толстого и его жены, модель, которую Толстой хотел бы видеть в своей семье. Семья Николая и княжны Марьи — идеальная семья, пример семейного счастья вообще.

Недаром к ним тянутся все и все собираются под крышей лысогорской усадьбы: и Безуховы, и Денисов, и старая графиня, и Соня, нашедшая смысл жизни в служении дому, и давно осиротевший Николенька Болконский… Даже крестьяне окрестных деревень просят Ростовых купить их и включить, таким образом, в свой мир. Так народная мысль соединяется с мыслью семейной, что и составляло цель автора.



«Мысль семейная» в «Войне и мире» Л. Толстого

Другие сочинения по теме:

  1. «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Семья… Значение этого слова знакомо каждому из нас. Каждый стремится к своему определенному идеалу. Многие писатели не раз обращались к...
  2. «Мысль семейная» и «мысль народная» 8 марта 1877 г. Софья Андреевна Толстая записала в своем дневнике слова Льва Николаевича: «…чтоб произведение было хорошо, надо любить...
  3. «Мысль семейная» в произведениях отечественной классики XIX века Тема семьи в русской литературе — одна из ведущих. Благодаря ей раскрываются и взаимоотношения поколений вообще, и отношения в семье,...
  4. Жанровое своеобразие в «Войне и мире» Л. Н. Толстого «Что такое «Война и мир»? Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника» — так писал, обращаясь к...
  5. Свобода и необходимость в «Войне и мире» Л. Н. Толстого и «Очарованном страннике» Н. С. Лескова Продолжая наше странствие по топям и просекам, среди леса одеревеневших событий мы не можем подчас уловить, заметить нечто, что направляет...
  6. «Мысль семейная» в эпизоде «Приезд Николая Ростова в отпуск» Семейная тема — одна из ключевых тем в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». На мой взгляд, «мысль семейная»,...
  7. «Мысль семейная» в романе А. С. Пушкина «Дубровский» Тема дома и семьи уже поднималась на уроках литературы в 5-м классе при изучении народных и литературных сказок , повести...
  8. Мысль семейная в романе Шолохова «Тихий Дон» М. Шолохов поднимает в своем романе «Тихий Дон» глубокие и универсальные проблемы, не поддающиеся однозначной и окончательной трактовке. Однако, если...
  9. «Мысль семейная» в романе «Обломов» Мотив любви присутствует в большинстве классических произведений русской литературы. Но часто любовная коллизия в произведении выполняет лишь роль фона, на...
  10. Идейно-композиционная роль пейзажа в «Войне и мире» ВСТУПЛЕНИЕ. Определяем значение главного слова в теме — «роль». Нам предлагают ответить на вопрос: зачем Толстой включает в свою Книгу...
  11. Мысль народная в романе Л. Толстого «Война и мир» Роман «Война и мир» был задуман как роман о декабристе, возвращающемся после амнистии в 1856 году. Но чем больше Толстой...
  12. Сопоставительная характеристика наташи ростовой и элен курагиной в войне и мире Сочинения по литературе: Сопоставительная характеристика наташи ростовой и элен курагиной в войне и мире. Мы не устаем повторять, что равного...
  13. «Мысль народная» в романе Льва Толстого «Война и мир» К идее написания величайшего произведения своей жизни — романа-эпопеи «Война и мир» Л. М. Толстой пришел не сразу, а от...
  14. Мысль «народная»; в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Толстой считал, что произведение может быть хорошим только тогда, когда писатель любит в нем свою главную мысль. В «Войне и...
  15. Главная и основная мысль в романе Толстого «Война и мир» В романе Толстого «Война и мир» главной, основной и любимой для автора мыслью, пронизывающей все главы романа от его начала...
  16. Крылатые выражения к теме: О войне и мире Не бойтесь жизнь. Поверьте, что жизнь достойна того, чтобы ее прожить, и дастся вам по вере вашей. У. Джеме. Смерть...
  17. Правда, о войне в очерке Толстого «Севастополь в мае» Именно в то самое время, когда Толстой получил это письмо Некрасова, он работал над своим вторым очерком о Севастополе. 4...
  18. Мастерство психологического анализа в романе Л. Толстого «Война и мир» Л. Н. Толстому удалось совместить в одном романе, пожалуй, целых два: исторический роман-эпопею и психологический роман. Страница за страницей раскрывают...
  19. Образ неба в романе Л. Толстого «Война и мир» В «Войне и мире» очень большую роль играет пейзаж, но пейзаж не совсем обычный. Описаний природы, таких, как в романах...
  20. Пути духовных исканий героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир» Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» охватывает период с 1805-1820 годы, полные ярких, противоречивых событий. Анализируя их, автор поднимает...
« Образ Мцыри в одноименной поэме Лермонтова
Краткое содержание «Школа злословия» Шеридан »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения