• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Сочинения по литературе > На краю земли

 

На краю земли

Сегодняшний гость рубрики «Детское чтение» — шведская писательница Анника Тор, автор знаменитой во многих европейских странах тетралогии о девочкахеврейках, вывезенных в годы войны из Австрии в Швецию. Первая книга тетралогии — «Остров в море» — недавно вышла порусски в издательстве «Самокат». Ее уже читают и обсуждают школьники и родители.

Мы знакомим вас с их мнениями о книге, а также публикуем одну из глав «Острова в море».

Пожалуй, я не купила бы эту книгу, встреться она мне в книжном магазине. Нет, я, конечно, взяла бы ее в руки: книги, издающиеся «Самокатом», составили за четыре года существования издательства отдельную полку в детском книжном шкафу, но к кассам понесла бы вряд ли. Имя писательницы мне неизвестно.

Аннотация настораживает. «Чужой мир, в который попадает оторванный от семьи и родины ребенок» — кажется, будет страшно тяжело читать, не достаточно ли детям страшилок? Прочитавшие «получат своего рода прививку: можно надеяться, что они не поддадутся искушению подразнить ровесника, если он «не такой, как все»», — да и скучища, наверное, невероятная, как и большинство книг, написанных с воспитательной целью?

Книга попала в Дом случайно — сын получил ее в награду за выигранный конкурс. Получил — и воткнулся, тут же, в электричке, по дороге на дачу. Два дня читал не отрываясь и кончил как раз к вечернему чаю, на который мы были званы к соседям.

Тутто ее и открыла я — стоя на крыльце, только на минуточку, только взглянуть, что же так заинтересовало моего разборчивого в чтении ребенка. Звать меня приходили трижды.

Все что угодно может стать штампом, даже самое страшное. Тема «еврейские Дети во время войны» легко поддается эксплуатации. Истощенные трупики, грудой сваленные у колючей проволоки, бездонные скорбные глаза на застывших лицах…

Ничего такого в книге нет и в помине. В ней не гибнут люди. Никаких страстей, никакого надрыва.

Это очень сдержанная книга.

После прихода Гитлера к власти Швеция согласилась принять пятьсот еврейских детей. Только детей, без родителей. Уже сам этот факт заставляет читателяребенка испытать острое сочувствие к героям: даже смерть часто кажется ребенку не такой страшной, как разлука с мамой и папой.

Две сестры, Штеффи и Нелли, дочери венского врача, попадают не просто в чужую страну, где говорят на незнакомом языке, — они оказываются в совсем непривычных для себя условиях — в рыбацком поселке, расположенном на маленьком островке. «На краю земли», как кажется вначале старшей девочке, Штеффи, главной героине. Здесь все не так, все странно и трудно: по острову нужно ездить на велосипеде — а как это делается, непонятно, он тяжелый и бьет по ногам; нужно все время есть рыбу, которую готовят целиком, с головой, — и она смотрит из тарелки мертвыми белыми глазами…

Все мысли девочек заняты вначале тем, чтобы привыкнуть, приспособиться к новой жизни. Но умолчаний в этой истории не будет, и читатель постепенно узнает и о том, что пришлось пережить сестрам после прихода к власти нацистов. Однако сделано это очень бережно, исподволь. Вот дети рисуют.

Старшая сестра смотрит на рисунок младшей.

«На рисунке были изображены двое людей, стоящие на тротуаре на коленях. Рядом — человек в униформе. В руках он держал пистолет и направлял его на стоящих на коленях людей.

Позади них, на прямоугольной витрине, большими красными буквами было написано слово «ЕВРЕЙ».

Штеффи знала, что имела в виду Нелли. Она тоже это видела, почти полтора года назад, когда немцы заняли Вену.

Родители с девочками возвращались домой из парка. У магазина, в котором Мама обычно покупала себе меха, пожилой торговец и его жена стояли на коленях и терли тротуар обувными щетками. Человек в униформе с пистолетом в руке следил за ними. Вокруг собралась толпа зевак.

Никто не помог пожилой чете. Наоборот, люди смеялись и издевались над ними».

И все — жизнь продолжается. До следующего воспоминания. Так, по кусочкам, составляющим к концу книги впечатляющую картину, небольшими дозами получает читающий ребенок знание о том, каково было быть евреем во время Второй мировой войны.

Они ненавязчивы, эти воспоминания Штеффи, но так хорошо продуманы, что, несмотря на свой небольшой объем в страницах, становятся незабываемым фоном повести.

Читатель постепенно узнает, что происходило с девочками дома, однако тех, с кем им приходится теперь жить, их прошлое не интересует. Это простые люди, живущие так же, как жили их отцы и деды, и не спешащие интересоваться жизнью за пределами Швеции. Они спасли детям жизнь — чего же больше? Теперь девочки должны следовать единственно верным, всем давно известным правилам.

Штеффи называет фарфоровую собачку Мими. Ее отчитывают: «Мими, что еще за глупости? Только живым созданиям полагается иметь имена. Ну и лодкам, конечно». С той же непоколебимой уверенностью в правильности своих представлений о том, что полагается, а что не полагается, приемные матери крестят девочек, не давая им даже возможности понять, что происходит.

В церкви Штеффи плачет, услышав красивую музыку. Женщины трактуют ее плач посвоему, не слушая ее объяснений. «Подумать только, — сказала тетя Марта. — Девочки так быстро смогли принять Иисуса. Я в это не верила». «Они — хорошие девочки, — ответила тетя Альма. — Добрые.

Не виноваты же они в том, что не выросли в истине».

В книге нет никаких путешествий, приключений, тайн — и все же изза постоянной внутренней напряженности происходящего читается она как остросюжетная. Читателю все время хочется узнать — что же дальше? Удастся ли девочкам воссоединиться с родителями? Получится ли у них вписаться в детскую компанию?

Установятся ли когда­нибудь хорошие отношения между Штеффи и ее приемной матерью? Сдержанная и педантичная тетя Марта кажется вначале Штеффи жестокой и равнодушной, а Штеффи ей — странной. Непростой путь, который проходят люди, чтобы найти общий язык, понять и принять друг друга — одна из главных тем в книге.

Встретятся ли девочки с родителями? Ответ на этот вопрос можно найти в следующих книгах тетралогии, первым томом которой является «Остров в море». В планах издательства «Самокат» — следующие части.



На краю земли

Другие сочинения по теме:

  1. «О, весна без конца и без краю…», сочинение по стихотворению Блока В поэтический цикл молодого, но уже известного в кругах писателей-символистов Александра Александровича Блока вошло стихотворение, ставшее хрестоматийным. Название его —...
  2. Урок літератури рідного краю в шкільному курсі «Українська література» За концепцією розвитку гуманітарної сфери України, яка є пріоритетною в цілісному процесі реалізаціїїї Української національної ідеї і державотворення, найвищою цінністю...
  3. Твір на тему: «Природа рідного краю» Твір на тему: «Природа рідного краю» Природа рідного краю У різних частинах земної кулі природа відрізняється. Навіть на території однієї...
  4. Любовь к родному краю Сергея Есенина Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве», — говорил о себе...
  5. Твір на тему: «Любов до рідного краю» Твір на тему: «Любов до рідного краю» Про тему: Любов до Батьківщини починається з любові до рідної природи. Найближчим почуттям...
  6. Сочинение на тему: «Любовь к родному краю» Сочинение на тему: «Любовь к родному краю» О теме: Любовь к Родине начинается с любви к родной природе. Самая близкая...
  7. Розробка урока. Грунти рідного краю Мета: Продовжувати формувати в учнів поняття Грунт ; ознайомити із видами грунтів, їх властивостями та із значенням грунту в природі...
  8. Стремление к прекрасному в стихотворении «О, весна без конца и без краю» Мечтатель-поэт устремится к Прекрасному, будет искать веры в способность красоты переродить мир. И найдет этот мотив в «Незнакомке». Стихотворение «О,...
  9. Єсенін С. А. — «Любов до рідного краю мене млоїла, мучила й палила» Твір по літературі: Єсенін С. А. — «Любов до рідного краю мене млоїла, мучила й палила» «Моя лірика — жива...
  10. Анализ стихотворного текста (на материале стихотворения «О, весна без конца и без краю…») Стихотворение А. А. Блока «О, весна без конца и без краю…» было написано 24 октября 1907 года, оно входит в...
  11. «И нет лучшей земли, чем наша земля» (по творчеству П. Загребельного) Павел Архипович Загребельный — наш современник. Величайший украинский писатель, автор, двадцати девяти романов, никогда не страдал звездной болезнью. Всю жизнь...
  12. «О создании Земли», «Почему бывает печальное солнце?» Цель: дать понятия о легенде и мифе, общие и отличительные признаки; Раскрыть, анализируя содержание легенд «О создании земли», «Почему бывает...
  13. Волшебный мир родной земли (по повести А. Довженко «Очарованная Десна») «Очарованная Десна» Александра Довженко — произведение, которое волнует и, как говорят, берет за душу своей чистотой, нежными и яркими красками...
  14. Мифы и легенды. «О Создании Земли», «Почему Бывает Печальное Солнце?» Цель: Дать понятия о легенде и мифе, общий и отличительный признаки; раскрыть, анализируя содержание легенд «О создании земли», «Почему бывает...
  15. Краткое содержание «Бесплодной земли» Элиота Действие происходит в Англии после первой мировой войны. В основе поэмы лежит миф о поисках святого Грааля и легенда о...
  16. Сочинение на тему — Мой образ родной земли Для кого-то — это улица, где прошло детство, для кого-то — большой двор, где по вечерам звучала гитара и мелодичный...
  17. Трагедия человека, оторванного от родной земли, в драме «Боярыня» Леси Украинки Леся Украинка из-за тяжелой болезни вынуждена была на протяжении продолжительного времени находиться далеко от родной земли: влажный климат Украины вредил...
  18. Краткое содержание цикла Успенского «Власть земли» I. Иван Босых Во двор дома, где я живу, приходит Иван Петров по прозвищу «Босых». Он стоит у поленьев, но...
  19. Образ родной земли, России в романе «Война и мир» Характерно, что во всем первом томе, пока война идет за пределами России, почти нет описаний природы. Лишь в самом конце...
  20. Повесть о Василии Златовласом, королевиче Чешской земли «Повесть о Василии Златовласом». Гораздо выше по художественному качеству «Повесть о Василии Златовласом, королевиче Чешской земли», вопрос о происхождении которой...
« Так поступают в свете — Уильям Конгрив
«Византийский миф» в Истории одного города »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения