• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > Наполеон в романе «Война и мир»

 

Наполеон в романе «Война и мир»

Образ Наполеона в романе ‘Война и мир’ Образ Наполеона в «Войне и мире» — одно из гениальных художественных открытий Л. Н. Толстого. В романе французский император действует в тот период, когда он превратился из буржуазного революционера в деспота и завоевателя. Дневниковые записи Толстого в период работы над «Войной и миром» показывают, что он следовал сознательному намеренью — сорвать с Наполеона ореол ложного величия. Кумир Наполеона — слава, величие, то есть мнение о нем других людей.

Закономерно, что он стремится словами и внешностью производить на людей определенное впечатление. Отсюда его страсть к позе и фразе. Они не столько качества личности Наполеона, сколько обязательные атрибуты его положения «великого » человека.

Актерствуя, он отказывается от настоящей, подлинной жизни, «с ее существенными интересами, здоровья, болезни, труда, отдыха…с интересами мысли, науки, поэзии, музыки, любви, дружбы, ненависти, страстей «. Та роль, которую выполняет в мире Наполеон, не требует высших качеств, наоборот, она возможна только для того, кто отказывается от человеческого в себе. «Не только гения и каких-нибудь особенных качеств не нужно хорошему полководцу, но напротив, ему нужно отсутствие самых высших и лучших человеческих качеств — любви, поэзии, нежности, философского, пытливого сомнения. Для Толстого Наполеон — не великий человек, а неполноценный, ущербный человек. Наполеон — «палач народов». По Толстому, зло несет людям человек несчастный, не знающий радостей истинной жизни.

Писатель хочет внушить своим читателям мысль, что оправдывать все жестокости и преступления войны может только человек, потерявший истинное представление о себе и мире. Таким и был Наполеон. Когда он осматривает поле Бородинской битвы поле сражения, усеянное трупами, то здесь впервые, как пишет Толстой, «личное человеческое чувство на короткое мгновение взяло верх над тем искусственным призраком жизни, которому он служил так долго.

Он на себе переносил те страдания и ту смерть, которые он видел на поле сражения. Тяжесть головы и груди напоминала ему о возможности и для него страданий и смерти». Но это чувство, пишет Толстой, было кратким, мгновенным.

Наполеону приходится скрывать отсутствие живого человеческого чувства, имитировать его. Получив в подарок от жены портрет сына, маленького мальчика, «он подошел к портрету и сделал вид задумчивой нежности. Он чувствовал, что то, что он скажет и сделает теперь, — есть история.

И ему казалось, что лучшее, что он может сделать теперь, — это то, чтоб он с своим величием… чтоб он выказал, в противоположности этого величия, самую простую отеческую нежность». Наполеон способен понимать переживания других людей . Это делает Наполеона готовым «…исполнять ту жестокую, печальную и тяжелую, нечеловеческую роль, которая ему была предназначена». А между тем, по Толстому, человек и общество живы именно «личным человеческим чувством». «Личное человеческое чувство» спасает Пьера Безухова, когда его, подозреваемого в шпионаже, приводят на допрос к маршалу Дава. Пьер, пологая, что его приговорили к расстрелу, размышляет: «Кто же это наконец казнил, убивал, лишал жизни его — Пьера, со всеми его воспоминаниями, стремлениями, надеждами, мыслями?

Кто делал это? И Пьер чувствовал, что это был никто. Это был порядок, склад обстоятельств». Но если в людях, исполняющих требования этого «порядка», появляется человеческое чувство, то оно враждебно «порядку» и спасительно для человека. Это чувство и спасло Пьера. «Оба они в эту минуту смутно предчувствовали бесчисленное количество вещей и поняли, сто они оба дети человечества, что они братья».

Когда Л. Н. Толстой говорит об отношении историков к «великим людям», и в частности к Наполеону, он оставляет спокойную эпическую манеру повествования и мы слышим страстный голос Толстого — проповедника. Но при этом автор «Войны и мира» остается последовательным, строгими и оригинальным мыслителем. Нетрудно иронизировать над Толстым, оказывающим в величии признанным историческим лицам.

Труднее разобраться в существе его взглядов, оценок и сопоставить их. «И никому в голову не придет, — заявлял Толстой, — что признание величия, неизмеримого мерой хорошего и дурного, есть только признание своей ничтожности и неизмеримой малости». Многие упрекали Л. Н. Толстого за его необъективное изображение Наполеона, но, насколько нам известно, никто не опроверг его аргументов. Толстой, как это ему свойственно, переводит проблему из объективно-отвлеченной плоскости в жизненно-личностную, он обращается не только к разуму человека, но к целостному человеку, к его достоинству. Автор справедливо полагает, что человек, оценивая какое-либо явление, оценивает и самого себя, обязательно придавая себе то или иное значение. Если человек признает великим то, что никак не соизмеримо с ним, с его жизнью, чувствами, или даже враждебно всему, что он любит и ценит в своей личной жизни, то, значит он признает свое ничтожество.

Ценить то, что презирает и отрицает тебя, значит не ценить себя. Л. Н. Толстой не согласен с представлением о том, будто ход истории определяется отдельными личностями. Этот взгляд он считает «…не только неверным, неразумным, но и противным всему существу человеческому».

Ко всему «существу человеческому», а не только к разуму своего читателя и обращается Лев Николаевич Толстой.



Наполеон в романе «Война и мир»

Другие сочинения по теме:

  1. Наполеон в романе Льва Толстого «Война и Мир» Образ Наполеона возникает на страницах романа в разговорах и спорах о нем в салоне Анны Павловны Шерер. Большинство из ее...
  2. Кутузов и Наполеон (по роману «Война и мир») Война и мир Толстой Л. Н Кутузов и Наполеон (по роману «Война и мир») Говоря о Бородинском сражении, нельзя умолчать о двух ключевых фигурах этого решающего...
  3. Кутузов и Наполеон в романе Л. Н. Толстого «Войнам мир». Смысл их противопоставления Народное торжество на Бородинском поле, победа над Наполеоном осмысляется писателем с морально-философской точки зрения как победа справедливости, человечности над злом....
  4. Реальность и художественный вымысел в образах Наполеона и Кутузова в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Подлинные события и лица начала 19 века составляют основу сюжета романа-эпопеи Толстого. Писатель считал, что реальные события в художественном произведении...
  5. НАПОЛЕОН РОДИОНА РАСКОЛЬНИКОВА И НАПОЛЕОН АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО (По романам Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» и Л. Н. Толстого «Война и мир») Роман Л. Толстого «Тысяча восемьсот...
  6. Смысл противопоставления Кутузова и Наполеона в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого Нет истинного величия там, где нет Простоты, добра и правды. Л. Н. Толстой Образы Кутузова и Наполеона в «Войне и...
  7. Образ Кутузова в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Образы Кутузова и Наполеона, созданные Толстым в романе «Война и мир», — яркое воплощение принципов писателя в изображении исторических деятелей....
  8. Непринятие войны в романе Толстого «Война и мир» Воспринимая войну как что-то не просто тяжелое и страшное, но и как действие противоестественное, спровоцированное наиболее низкими помыслами и желаниями,...
  9. Народ и личность в романе Толстого «Война и мир» Нет величия там, где нет простоты, добра и правды. Л. Н. Толстой Великий писатель и философ Лев Николаевич Толстой, справедливо...
  10. Реальные исторические образы в романе «Война и мир» Из всех исторических лиц, показанных в «Войне и мире», одного Кутузова Толстой называет истинно великим человеком. А Наполеону он отказывает...
  11. Анализ стихотворения Пушкина «Наполеон» Портретно-исторический тип элегии представляет собой стихотворение «Наполеон» (1821). Ее содержание — раздумье над историческим значением и исторической судьбой великой и...
  12. Образ автора в романе «Война и мир» Роман «Война и мир» охватывает пятнадцать лет из жизни России и Европы, он насыщен военно-историческими событиями, широкими бытовыми картинами. И...
  13. Образ «высокого неба» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Война и мир Толстой Л. Н Образ «высокого неба» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Неправда, что у человека нет души. Она есть, и...
  14. Тема Наполеонизма в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Культ выдающейся исторической личности, способной вершить судьбы народов и государств, был очень распространен среди историков, писателей, философов девятнадцатого века. Так,...
  15. Изображение двух великих полководцев в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Главная мысль романа Толстого «Война и мир» — одного из величайших произведений мировой литературы — вынесена в его заглавие: «мир»...
  16. Исторические события в романе «Война и мир» Философскому, историческому роману-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» присущи также и черты романа психологического. Страница за страницей раскрываются перед...
  17. Бородинская диспозиция в романе Толстого «Война и мир» Один из военных специалистов — современников Толстого, генерал М. Драгомиров, чрезвычайно высоко оценил военные сцены романа, в частности, за то,...
  18. Размышления Л. Толстого о роли личности в истории в романе «Война и мир» Сочинение по роману «Война и мир». Главная мысль Толстого о том, что историческое событие — это что-то такое, что складывается...
  19. Отдельные исторические характеры в романе Льва Толстого «Война и мир» В романе Льва Толстого » Война и мир » большое значение уделяется не только психологии, но и философии, истории. Толстой...
  20. Сочинение Проблема истинного и ложного патриотизма в романе Толстого «Война и мир» Проблема истинного и ложного патриотизма в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Роман «Война и мир» — величайшее произведение...
« Образ Снежной королевы в сказке Г.-Х. Андерсена
«Народный дух» в Наташе Ростовой »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения