Народ в романе А. Н. Толстого «Петр Первый»
Многие историки и литераторы сводили историю к деятельности выдающихся личностей, игнорируя роль народа. Произведение Алексея Николаевича Толстого — это не только повествование о самом Петре, но прежде всего о судьбе народа. Именно в жизни народа, а не в дворцовых интригах видит писатель объяснение всех исторических событий. Роман «Петр Первый» проникнут стремлением показать самое главное — гений русского народа, без которого невозможны были бы никакие преобразования. Факты народной жизни у Толстого не просто фон, на котором разворачивается деятельность царя, а полные драматизма основные элементы повествования об эпохе.
Так, например, полон гордости рассказ кузнеца Кузьмы Жемова: «Не нашелся еще такой вор, кто бы мои замки отмыкал…Мои серпы до Рязани ходили…Латы моей работы пуля не пробивала…Кто лошадей кует? Кто бабам, мужикам зубы рвет? Жемов…», В дальнейшем мы встречаем Жемова на постройке корабля.
С ним напарником работает сам Петр. Особенно богата образами простых людей третья книга романа. Характерна фигура живописца-самоучки Андрея Голикова. «…Сила чудная во мне пропадает… — говорит он царю. — Могу порсуны писать, как бы живые лица человечьи… Могу писать морские волны и корабли на них под парусами и в пушечном дыму, — весьма искусно».
Развитие промышленности и культуры приобщило новых людей к государственной службе. В романе ярко показаны купцы и предприниматели Демидовы, Жорины, Жигулин, Бровкин, изобретатель гербовой бумаги Курбатов, секретарь царя Возницын. Сила народа оттеняется в произведении Толстого противоречивостью отношений в обществе того времени. Писатель хотел глубже затронуть процессы, происходившие в крестьянской среде.
Здесь противоречия наиболее остры. С одной стороны, народ воюет во имя государства, строит его. С другой стороны, именно народ поднимает бунт под предводительством Булавина как раз в наиболее трагический для государства момент.
Интерес писателя вызывает все: леса, полные разбойных шаек, уход в раскол, появление крепостных городских рабочих. Очень реалистично показано тяжелейшее положение народа. Вторая книга романа заканчивается суровой и многозначительной картиной: бывший монастырский холоп Федька Умойся Грязью, закованный в цепи, забивает первые сваи там, где впоследствии вырастет Петербург. А Петр в это время пишет указ дать еще людей, «зело здесь болеют, а многие и померли…». Прошедший сквозь многие беды, но все же сохранивший душевную силу, Федька Умойся Грязью символизирует свободолюбивый народный характер, которыми так богата Россия.
Крестьянская революционность, вольнолюбие воплощается не только в образе Федьки, но и в фигурах Овдокима, Цыгана. Трагичной и в то же время исторически необходимой выглядит в романе расправа с мятежными стрельцами. На лицах идущих на казнь людей не было заметно ни ужаса, ни страха смерти: «Одного из них провожала до плахи жена с детьми, — они издавали пронзительные вопли. Он же спокойно отдал жене и детям на память рукавицы и пестрый платок и положил голову на плаху.
Другой, проходя близко от царя к палачу, сказал громко: «Посторонись-ка, государь, я здесь лягу…». Много внимания писатель уделяет раскольническому движению. Под внешней романтикой скрывалась мрачная действительность. Люди бежали от неволи к раскольникам, но попадали под власть еще более тяжкого гнета. Правдоискатель Голиков с ужасом открывает, что старец Нектарий, пугавший всех ужасами геенны и держащий свою паству в вечном «постном голодании, сам по ночам воровски наслаждался медом.
Вдохновитель самосожжения раскольников, он не разделил общей трагической участи и тайно сбежал. Тысячи же людей умирали стойко и мужественно. Именно острая борьба отдельных людей и классов в романе «Петр Первый» дает ощущение подлинной жизни эпохи. Только в живых столкновениях может свободно и естественно развиваться действие.
Без них оно превратилось бы в лишенное исторической правды описание «застывшего» состояния общества. Толстой нарисовал реальную картину того, как тяжело, сопротивляясь, «кончалась византийская Русь». Он показал непримиримость общественных противоречий, жестокость и беспощадность той далекой эпохи.
Народ в романе А. Н. Толстого «Петр Первый»