Николай Степанович Гумилев
Николай Степанович Гумилев родился 15 апреля 1886 года, в Кронштадте. Его отец, выходец из духовного сословия. служил там морским врачом. Мать — из рода тверских дворян Львовых.
Вскоре отец вышел в отставку, и семья переехала в Царское Село — город муз, город, где сам воздух был, казалось, напоен поэзией, город, где прошли детские годы поэта.
Потом некоторое время Гумилевы жили на Кавказе — в Тифлисе. Здесь и появилась первая публикация молодого поэта: в 1902 году газета «Тифлисский листок» напечатала его стихотворение «Я в лес бежал из городов…». В 1903 году семья вернулась в Царское Село, и Николай поступил в седьмой класс гимназии.
В этом же году он познакомился с гимназисткой Анной Горенко, тоже дочерью военного моряка, которая позже станет женой Гумилева, а весь мир узнает ее как русскую поэтессу Анну Ахматову. Еще будучи царскосельским гимназистом, Гумилев издает свою первую книгу «Путь конквистадоров» . При неизбежной для юного поэта подражательности , в книге было и нечто «свое» — в некоторых вещах твердость и картинная живость. В 1906 году Гумилев окончил гимназию и надолго уехал в Париж, где посещал лекции в Сорбонне, изучал французскую литературу, особенно поэзию, и живопись. Завел многочисленные знакомства: с М.
А. Волошиным, О. Э. Мандельштамом, Н.
К. Рерихом, Е. С. Кругликовой, А. Н.
Толстым. Последний вспоминал в 1921 году: «В кафе под каштанами мы познакомились и часто сходились и разговаривали — о стихах, о будущей нашей славе, о путешествиях в тропические страны, об обезьянках, о розысках остатков Атлантиды на островах близ Южного полюса, о том, как было бы хорошо достать парусный корабль и плавать на нем под черным флагом». Жилось поэту в Париже трудно, голодно.
Он очень скучал, мучительно переживал свою, тогда еще неразделенную любовь к Анне Горенко.
Весной 1907 года Гумилев вернулся в Россию, а осенью морем опять отправился во Францию. В Париже он выпустил три номера тоненького журнала «Сириус». На родине его начинают печатать в журналах и газетах.
В Париже на собственные средства издает свою вторую книгу «Романтические цветы» . В мае 1908 года Гумилев опять в России, но уже «признанный» Вячеславом Ивановым, Брюсовым, другими знаменитыми писателями. Литературный Петербург становится для поэта «своим». Тогда же он поступил на юридический факультет Петербургского университета, но вскоре перевелся на историко-филологический.
В 1909 году он бросил университет. Стихи, рассказы, критические заметки Гумилева появляются на страницах «солидных» изданий. Осенью 1908 года состоялась первая поездка в Африку, в Египет.
А на следующий год он на несколько месяцев уехал в Абиссинию. По возвращении издает сборник «Жемчуга».
Гумилев принимает самое деятельное участие в организации журнала «Аполлон», в котором до 1917 года печатал свои стихи, переводы и вел постоянную критическую рубрику «Письма о русской поэзии». Его короткие критические разборы были блестящи, догадливы и, за редчайшим исключением , совершенно справедливы. Он сумел сказать нечто существенное о Блоке и Анненском, Сологубе и Бальмонте, Брюсове и Вячеславе Иванове, Клюеве и Хлебникове, Волошине и Цветаевой, Ахматовой и Г. Иванове, Кузьмине и Ходасевиче…
В апреле 1910 года Гумилев венчается с А. А. Горенко. После свадебного путешествия в Париж супруги поселились в Царском Селе. Осенью того же года он на несколько месяцев отправляется в Абиссинию.
Сознание, разделяемое частью тогдашней высокоталантливой поэтической молодежи, необходимости творческого преодоления окостеневших канонов Символизма, обновления русского стихотворного лиризма на путях ясности и точности слова, логической продуманности композиции произведения приводит Гумилева к созданию осенью 1911 года «Цеха поэтов», а чуть позднее Акмеизма. Эта небольшая по числу участников поэтическая школа — славное и замечательное явление в русской словесности XX века. В статье «Наследие символизма и акмеизм», опубликованной в 1913 году в журнале «Аполлон», Гумилев объявил акмеизм органично-достойным и законным наследником лучшего, что дал Символизм, но имеющего собственные духовно-эстетичесие основания — верность живописно-зримому миру, его пластической предметности, повышенное вниманиестихотворной технике, строгий вкус, цветущая праздничность жизни.
Достоинство такой позиции оправдано. Заслуга Акмеизма не в теориях, не в мистически-иррациональных «озарениях», а в самом существенном — с ним связано творчество крупнейших русских поэтов. Потому согласиться со скептическим отношением к Акмеизму, «тепличному растению», многих замечательных художников той поры просто невозможно.
Сделанное акмеистами говорит само за себя. В перспективе исторического времени это особенно очевидно. В 1912 году появляется книга Гумилева «Чужое небо».
Книга взыскательного мастера. Пора ученичества кончилась.
Авторитет Гумилева значителен. С ним вынуждены считаться и литературные противники. Весной 112 года Гумилев и Ахматова в Италии. Ровно через год поэт возглавил длительную научную экспедицию Российской Академии наук в Африку.
Недавно опубликованный путевой дневник Гумилева раскрывает многое в складе этой героической личности — «нужно самому творить жизнь…
Тогда она станет чудесной». С началом первой мировой войны Гумилев поступил добровольцем в действующую армию. Он служил в кавалерийских частях.
Его смелость, находчивость поражали многих.
Но не стоит преувеличивать «воинский пафос» Гумилева. Поэт писал с фронта Федору Сологубу: «Искусство для меня дороже войны и Африки». В начале 1916 года издан сборник «Колчан».
Стихи Гумилева о войне отличаются особой правдивостью, «антибатальностью». Получив в 1916 году чин прапорщика, Гумилев отправляется в русский экспедиционный корпус на Салоникский фронт, но до начала 1918 года застревает в Париже. Здесь он сдружился с художниками М. Ф.
Ларионовым и Н. С. Гончаровой. В парижском «заточеньи» Гумилев много работает. Вещи, написанные в это время, создания высокого порядка.
В 1918 году Гумилев опять в России, в Петрограде. Он сотрудничает в горьковском издательстве «Всемирная литература», читает лекции в многочисленных студиях и художественных объединениях. Он — учитель и любимец тогдашней петроградской поэтической молодежи.
Его неистовое просветительство питается сознанием, что «литература и народ любовно тянутся друг к другу». С 1918 по 1921 гг. выходят лучшие стихотворные книги Гумилева: «Костер», «Шатер», «Фарфоровый павильон», «Огненный столп», рассказы, пьесы, превосходные переводы вавилонского эпоса «Гильгамеш», французской и английской народной поэзии, произведений Вольтера, Колриджа, Саути. Смерть «остановила» эту жизнь «в высшем звуке».
В августе 1921 года Гумилев был расстрелян якобы за участие в контрреволюционном заговоре. В ряде авторитетных публикаций 1980-х гг. в журнале «Новый мир» аргументировано доказывается неправомочность этого чудовищного злодейства.
Николай Степанович Гумилев