Новые литературные общества в России в первой половине восемнадцатого века
Новыми литературными интересами была вызвана организация новых литературных обществ. Еще в самый разгар деятельности «Арзамаса», в 1816 г., по инициативе либерально настроенной группы молодежи организуется Вольное общество любителей российской словесности. Некоторое время в направлении общества не было необходимой ясности и определенности. Шла идейная борьба между правым и левым его флангами. Но в 1819г., после избрания председателем общества Ф. Н. Глинки, руководящее положение завоевывает группа дворянских революционеров: К. Ф. Рылеев, А. А. Бестужев, Н. А. Бестужев, В. К. Кюхельбекер, Н. И. Тургенев. Вольное общество становится видным центром общественной борьбы за прогрессивную русскую литературу и культуру. На закрытых и публичных заседаниях общества были прочитаны и обсуждены многие произведения передовой литературы того времени (стихотворение Кюхельбекера «Поэты», отрывок из поэмы Рылеева «Войнаровский» и др.).
Периодическим органом Вольного общества был «Соревнователь просвещения и благотворения» (1818-1825). Открывая журнал, издатели обещали основное внимание уделять «всему отечественному». Борьба умеренных и радикальных тенденций, разделившая членов Вольного общества на партии, отразилась и в журнале. Первоначально на первый план выдвигались просветительные задачи. Но более близкое участие в «Соревнователе» Рылеева, А. Бестужева, Кюхельбекера придало журналу декабристское направление. Здесь печатались думы Рылеева, стихи Кюхельбекера, Ф. Глинки, статья О. М. Сомова о романтизме. Печатался в «Соревнователе» и А. С. Пушкин. Интерес журнала к «отечественному» открыл его страницы для множества статей о русской народной поэзии и для публикации многочисленных ее образцов.
В соответствии с уставом «Союза благоденствия», рекомендо-. вавшим членам организации создавать вольные общества для распространения легальными средствами освободительных идей, был организован, по-видимому, в 1819 г. литературный кружок «Зеленая лампа».
Название это (оно произошло от лампы под зеленым абажуром, висевшей над столом в квартире Н. В. Всеволожского, где собирались члены общества) получило политическое значение: зеленый цвет, цвет надежды, символизировал вольнолюбивые чаяния членов общества. Здесь мы встречаем С. П. Трубецкого, Ф. Н. Глинку, Н. И. Гнедича, А. А. Дельвига, В. В. Энгельгардта, А. Д. Улыбышева и др. Частым посетителем собраний «Зеленой лампы» был Пушкин, который называл членов общества рыцарями «любви, свободы и вина» («К Ф. Ф. Юрьеву»), Беспечно шумная форма собраний позволяла членам общества маскировать свои серьезные цели. Для политических настроений участников «Зеленой лампы», которую Пушкин в том же послании называет «лампой надежды», характерно произведение Улыбышева «Сон». В этой своеобразной утопии будущая свободная Россия представляется в виде конституционной монархии. В том же произведении нашла выражение литературная программа, характерная для русского прогрессивного романтизма: необходимость создания национально-самобытной литературы путем отказа от подражательности и обращения к «плодоносной и почти нетронутой жиле нашей древней народной словесности». Большое внимание члены «Зеленой лампы» уделяли русскому театру, который, по их мнению, нуждался в появлении хорошей национальной комедии. Театральные интересы членов «Зеленый лампы» нашли яркое выражение в статье Пушкина «Мои замечания об русском театре» (1820, опубл. 1895). «Зеленая лампа» просуществовала недолго и в 1820 г., из опасения возможных репрессий, прекратила свои собрания.
Организуя литературные общества, декабристы распространяли, передовые идеи в широких общественных кругах и оказывали свое влияние на литературную борьбу. Это отметил А. Бестужев в обзоре литературы за 1823 г.: «Нередко те, которые приезжают туда,- писал критиК. декабрист о литературных обществах,- чтобы других посмотреть или показать себя, возвращаются домой с новыми понятиями и с полезнейшею охотою». Его показания следственной комиссии по делу декабристов позволяют понять политический смысл этих осторожных выражений: Бестужев рассказал, как иногда, возвращаясь с Рылеевым после собрания Вольного общества любителей российской словесности, они «мечтали вместе» о предстоящем изменении общественно-политического строя.
Русское романтическое движение, как уже говорилось, было возглавлено Пушкиным. Великий поэт разделял и развивал литературно-эстетические воззрения декабристов, как и их общественно-политические идеи. Однако были и некоторые расхождения со взглядами декабристов, вызванные тем, что в эстетике Пушкина очень рано начали складываться принципы реализма. Не было полного единства в литературной программе и среди декабристов. Так, Кюхельбекер с его культом «высокой», по-своему архаизированной поэзии занимал позицию, несколько отличную от позиции Рылеева и А. Бестужева. Однако на основе общих политических задач, объединявших всех дворянских революционеров, сложились и общие для них литературно-эстетические принципы — принципы революционного романтизма. Литературная программа дворянских революционеров соответствовала их политической программе. Продолжая и развивая традиции Радищева и других передовых русских писателей конца XVIII — начала XIX в., поэты-декабристы в соответствии с общественно-политическими задачами своего времени высоко подняли знамя борьбы за национально-самобытную, героико-патриотическую, революционно-освободительную русскую литературу.
Новые литературные общества в России в первой половине восемнадцатого века