Новые возможности ЕГЭ по литературе
Современные материалы ЕГЭ по литературе, как, впрочем, и по другим гуманитарным предметам, страдают одним существенным недостатком, во многом дискредитирующим самую идею проведения единого экзамена. Задания частей А и В нацелены на то, что Легко проверяется — память экзаменуемого, а не на то, что Необходимо проверить — понимание художественного произведения, его интерпретацию. Разумеется, при такой проверке высок процент случайностей, простого угадывания правильного ответа.
Считается, что при проведении тестирования в гуманитарной сфере такие недостатки испытаний неизбежны, что они порождены самой природой предметов, характером материала.
Предлагаемый нами подход дает возможность устранения этого принципиального недостатка. Мы хотим, чтобы школьник не только демонстрировал определенные знания по литературе, ее теории и истории, но и аргументировал свое решение, мотив своего выбора. Другими словами, по условиям нашего тестирования необходимо не только указать правильный ответ, но и из набора объяснений — отдельных характеристик художественных особенностей разных писателей — выбрать присущие именно данному случаю.
Всякий раз при составлении задания из широкого списка этих характеристик выбираются именно такие, которые хорошо просматриваются в приведенном фрагменте.
Очень важно, что задание засчитывается и оценивается только в том случае, если выполнены две взаимосвязанные его части: даны ответы на вопрос «что» и вопрос «почему». Разумеется, в случае первого ошибочного ответа у экзаменуемого нет возможности идти дальше, выполнить вторую часть задания. Ему нечего будет объяснять. Но материал к первому заданию подбирается таким образом, что даже не слишком литературно образованный ученик без труда его выполняет.
Если же ошибка все же учеником совершается, то это означает, что самые очевидные приметы принадлежности текста тому или другому писателю не произвели на него никакого впечатления. Это означает, что ученик не только не держал в руках книжки «программного» писателя, но и вообще ничего о нем не слышал. Упрощенность заданий первого ряда для нас принципиальна: акцент переносится с традиционного «что», где прежде всего нужно напрячь память, на вторую часть, на вопрос «почему», где необходимо понимание литературы, ее специфики.
К пониманию юным читателем литературы обращены и задания, формально не содержащие выяснения мотивации выбора, но внутренне предполагающие ее. Так, например, задание по истории литературы — расставить перечисленные произведения в хронологическом порядке — требует понимания того, что было, могло быть раньше, а что позже.
Что же касается многострадального задания С, то оно, по нашему мнению, находится в области проблемного размышления, когда ученик вовлекается в спор литературоведов и критиков, высказывающих разное, противоположное мнение: ему предлагается либо согласиться с одним из них, либо высказать и аргументировать собственную точку зрения.
Перед тем как привести пример конкретного выпускного теста, прокомментируем некоторые его задания подробнее.
В Первом задании Испытуемый должен определить, какие из четырех предложенных ему фрагментов принадлежат конкретному писателю — в нашем случае Михаилу Булгакову. Выбрать их очень легко: они даны в окружении фрагментов, которые не подходят по времени создания и времени, к которому обращается писатель. Так, фрагментам из «Белой гвардии» и «Собачьего сердца», с одной стороны, противостоит фрагмент из «Капитанской дочки», с другой — из книги нашего современника Владимира Сорокина «Сердца четырех».
Этим заданием проверяются самые общие представления о художественной литературе, о том, что произведение соотносимо со временем, с определенным типом героя, сюжета, повествования. В принципе, задание можно выполнить, даже не прочитав книгу: ведь о литературных произведениях многие составляют себе представление по кинофильмам и театральным постановкам, по их пересказам в соответствующих учебниках и пособиях. На наш взгляд, подобное самое общее, поверхностное представление о художественном произведении, не всегда полученное путем школьного изучения, вполне достаточно для того, чтобы мы получили моральное и юридическое право сказать: это не нулевые знания по литературе, это самый нижний, но все-таки уровень. Важно, что из возможных фрагментов даются самые очевидные, самые популярные, самые узнаваемые — «визитные карточки» произведения и писателя. Если же выпускник не справляется с этим элементарным заданием, то, как говорится, на нет и суда нет.
Пусть пойдет и еще поучится…
Второе задание Должно помочь выполнить первое. Это выбор признаков, характеризующих писательскую манеру автора найденных фрагментов. Сочетание иронии, лирического начала и ощутимости происходящего, обращение к прошлому и будущему в жизни, к вечному в искусстве, к символическим деталям, проходящим через самые разные произведения писателя, — все это позволяет определить, какие фрагменты принадлежат Булгакову.
Если выпускник не читал или забыл конкретное произведение, то его спасает умение работать с текстом, находить в тексте то, что в данном случае от него требуется.
Третье задание, Следующее после работы по фрагменту, позволяет выяснить, насколько выпускник представляет общую характеристику творчества предложенного писателя. Эта работа проводится уже без фрагмента текста, и нацелена она на понимание специфики художественного мира писателя, его авторской позиции.
Четвертое задание — традиционное сочинение, правда, в принципиально новой редакции: его автору предлагается интерпретировать высказывание двух противостоящих друг другу критиков о произведении писателя, творчество которого стало материалом заданий. Можно согласиться с одним из них или, опровергнув и того, и другого, высказать и аргументировать свою точку зрения.
Пятое задание, Призванное выявить уровень вкуса и читательской зоркости, предполагает проверку понимания наиболее характерных для поэта средствах художественной выразительности. Выпускник вставляет пропущенные слова и выражения и определяет их художественную функцию.
Седьмое, восьмое и девятое задания аналогичны первому, второму и третьему, только применены к поэзии.
Десятое задание Касается историко-литературного круга проблем. В нем нужно расположить произведения по хронологии.
Примерный тест
1. Какой из предложенных фрагментов принадлежат перу М. А. Булгакова?
А.
Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом — и скоро стали.
«Что же ты не едешь?» — спросил я ямщика с нетерпением. «Да что ехать? — отвечал он, слезая с облучка, — невесть и так куда заехали: дороги нет и тьма кругом». Я стал было его бранить. Савельич за него заступился: «И охота было не слушаться, — говорил он сердито, — воротился бы на постоялый двор, накушался бы чаю, почивал бы себе до утра, буря б утихла, отправился бы далее.
И куда спешим? Добро бы на свадьбу!»
Б.
Странное чувство мелькнуло у Елены, но предаваться размышлению было некогда: Тальберг уже целовал жену, и было мгновение, когда его двухэтажные глаза пронизало только одно — нежность. Елена не выдержала и всплакнула, но тихо, тихо, — женщина она была сильная, недаром дочь Анны Владимировны. Потом произошло прощание с братьями в гостиной.
В бронзовой лампе вспыхнул розовый свет и залил весь угол. Пианино показало уютные белые зубы и партитуру Фауста там, где черные нотные закорючки идут густым черным строем и разноцветный рыжебородый Валентин поет:
Я за сестру тебя молю, Сжалься, о, сжалься ты над ней! Ты охрани ее.
Даже Тальбергу, которому не были свойственны никакие сентиментальные чувства, запомнились в этот миг и черные аккорды, и истрепанные страницы вечного Фауста. Эх, эх… не придется больше услышать Тальбергу каватины про Бога всесильного, не услышать, как Елена играет Шервинскому аккомпанемент! Все же, когда Турбиных и Тальберга не будет на свете, опять зазвучат клавиши, и выйдет к рампе разноцветный Валентин, в ложах будет пахнуть духами, и дома будут играть аккомпанемент женщины, окрашенные светом, потому что Фауст, как Саардамский плотник — совершенно бессмертен.
В.
Они вышли из машины, пошли по улице Жолтовского, свернули направо и оказались у здания министерства специальных работ. Ребров подошел к массивной двери, потянул за ручку и вошел. Он был одет в серую дубленку, пыжиковую шапку и светло-серый мохеровый шарф; в левой руке он нес черный «дипломат». За ним вошла Ольга в длинном синем дутом пальто, с продолговатой дамской сумкой. Вслед за ней вошел, опираясь на палку, Штаубе в зимней форме полковника инженерных войск с коричневым портфелем в руке.
Сережа следовал за ним в своей обычной одежде. Они прошли тамбур и оказались в большом вестибюле с мраморными колоннами. Справа в застекленном кабинете сидел вахтер, возле широкой парадной лестницы прохаживался милиционер.
В вестибюле находилось еще несколько человек.
Г.
«Так свезло мне, так свезло, — думал он, задремывая, — просто неописуемо свезло. Утвердился я в этой квартире. Окончательно уверен я, что в моем происхождении нечисто. Тут не без водолаза. Потаскуха была моя бабушка, царство ей небесное, старушке.
Утвердился. Правда, голову всю исполосовали зачем-то, но это заживет до свадьбы. Нам на это нечего смотреть».
Седой же волшебник сидел и напевал:
— «К берегам священным Нила…»
Пес видел страшные дела. Руки в скользких перчатках важный человек погружал в сосуд, доставал мозги. Упорный человек, все чего-то добивался в них, резал, рассматривал, щурился и пел:
— «К берегам священным Нила…»
2. Укажите, по каким признакам фрагмента из текстов вы выбрали именно этот как булгаковские:
А) в высшей степени распространенные, сложные предложения, в которых постоянно выявляются причинно-следственные отношения между героями и событиями;
Б) остранение — непривычный взгляд на события и их оценка;
В) точная историческая соотнесенность событий;
Г) упоминание романсов и оперных арий;
Д) уют и очарование дома, противостоящего всеобщему разору и войне;
Е) обилие вводных слов, указывающих на неопределенность, сомнительную перспективу происходящего;
Ж) утверждение вечности искусства и скоротечности человеческой жизни;
З) краткость, сознательная беглость повествования.
3. Укажите, какие из этих характеристик имеют отношение к творчеству М. А. Булгакова.
А. Темы: 1) народа как всеобщего, вселенского единения людей; 2) Гражданской войны как всеобщего безумия, как безумия каждого, противостояния человека и «нового человека»; 3) тема народных страданий, крестьянских страданий и городской бедноты, тема сострадающего народу художника.
Б. Жанровые пристрастия: 1) Роман ы, повести, рассказы, пьесы, фельетоны, очерки, пьесы; 2) баллады, сказки, элегии, поэмы; 3) рассказы, повести, романы, пьесы, учебные книги, статьи, трактаты.
В. Основной герой: 1) человек, способный к единению с другими людьми; 2) человек, противопоставивший себя человечеству и человеческому; 3) человек, преодолевающий страх поступком.
Г. Сюжеты: 1) любовные; 2) Столкновение судьбы и воли; 3) детективные.
Д. Следование традиции: 1) Традиции фантастического реализма Н. В. Гоголя; 2) традиции Ж.-Ж. Руссо и Стерна; 3) традиции Байрона.
Е. Время и место действия: 1) время и место как медленное течение бытовых подробностей; 2) отсутствие точных указаний на время и место действия как воплощение интереса к бесконечному и лишенному временных измерений космосу; 3) топографическая точность и временные смещения, воспоминания героев о том, что было до их рождения.
Ж. Авторское отношение: 1) Глобальное неприятие современного мира, воплотившееся в иронии, соединяющейся с утверждением вечных ценностей и идеалов; 2) желание сатирой победить отдельные недостатки; 3) исторический скепсис.
З. Историческая концепция: 1) победа коммунизма во всем мире; 2) конец света; 3) Неизменность человеческой природы снимает вопрос об истории как о развитии.
4. Напишите письменную работу на одну из следующих тем.
Сопоставьте оценку романа М. А. Булгакова «Белая гвардия» двумя современными нам критиками — Владимиром Лакшиным и Виктором Петелиным. С какой из них вы согласны и почему? Если вас не устраивает ни та, ни другая, то сформулируйте и обоснуйте свою точку зрения.
В. Лакшин: «Все они думают так же, как младший брат Николка, который верит, что «честное слово не должен нарушать ни один человек, потому что иначе нельзя будет жить на свете». И это немного старомодное рыцарство является последней подпоркой их веры». В. Петелин: «…Это не старомодное рыцарство, а мораль русского народа, всегда с презрением относившегося к своекорыстию, ко лжи, к приспособленцам. И высокие человеческие качества Турбиных, в том числе и «старомодное рыцарство», действительно служат «моральными скрепами» с теми идеалами, в которых выразилось все лучшее в России…» Что стоит за впечатлениями Шарика — героя повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»? (Дается фрагмент от слов «У-у-у-у-у-у-гу-гугу-уу!
О, гляньте, гляньте на меня, я погибаю!..» до слов «Они же, мерзавцы, из вонючей солонины щи варят, а те, бедняги, ничего и не знают. Бегут, жрут, лакают».) Что увидел бы в современной Москве бездомный пес Шарик — 2006?
5. Вставьте пропущенные слова и словосочетания.
А. С. Пушкин
Зимнее утро
Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный, — Пора, ………., проснись: Открой сомкнуты негой взоры, Навстречу……… Авроры Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На…… небе мгла носилась; Луна, как……. пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела — А нынче… погляди в окно: Под…….. небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; ………. лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.
Вся комната…….. блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу …………. коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня.
1. а. любимая, б. красавица, в. бесстыдница, г. заснувшая;
2. а. северной, б. утренней, в. трепетной;
3. а. черном, б. снежном, в. нежном; г. мутном;
4. а. медное, б. бледное, в. снежное, г. прежнее;
5. а. золотыми, б. неживыми, в. голубыми, г. расписными;
6. а. сосновый, б. опавший, в. прозрачный, г. еловый;
7. а. янтарным, б. бравурным, в. ярчайшим, г. слепящим;
8. а. нерасторопного, б. весьма потешного, в. кауро-пегого, г. нетерпеливого.
6. Среди вставленных слов выделите эпитеты.
7. Какие из приведенных ниже произведений принадлежат А. С. Пушкину?
8. Укажите, по каким признакам вы выбрали именно это произведение как пушкинское .
А) смена непосредственного впечатления воспоминаниями ;
Б) перечисление душевных состояний;
В) взгляд поэта, скользящий сверху, с небес, вниз, на землю;
Г) смена стихотворных размеров;
Д) противостояние пейзажа и душевного пейзажа;
Е) соседство и взаимодействие мифологических имен и понятий с бытовыми подробностями;
Ж) объяснение природе в любви с объяснением природы этого объяснения;
З) обилие литературных реминисценций.
9. Укажите, какие из этих характеристик имеют отношение к творчеству А. С. Пушкина.
А. Темы: 1) народа как всеобщего, вселенского единения людей; 2) Природы как противостоящей культуре и культуры как продолжения природы, Европы и России, самозванства, безмолвствующего и все сокрушающего народа, тема поэта и поэзии; 3) тема народных страданий, крестьянских страданий и городской бедноты, тема сострадающего народу художника.
Б. Жанровые пристрастия: 1) Лирические стихотворения, поэмы, романы, повести, рассказы, трагедии, сказки, путевые записки; 2) баллады, сказки, элегии, поэмы; 3) рассказы, повести, романы, пьесы, учебные книги, статьи, трактаты.
В. Основной герой: 1) человек, способный к единению с другими людьми; 2) человек, противопоставивший себя человечеству и человеческому; 3) русский человек, в самом широком диапазоне — от смирения перед судьбой до отчаянного бунта;
Г. Сюжеты: 1) только любовные; 2) Все возможные типы сюжетов; 3) детективные.
Д. Следование традиции: 1) Самые разные традиции мировой литературы разных веков и народов; 2) традиции Ж.-Ж. Руссо и Стерна; 3) традиции Байрона.
Е. Время и место действия: 1) время и место как медленное течение бытовых подробностей; 2) отсутствие точных указаний на время и место действия как воплощение интереса к бесконечному и лишенному временных измерений космосу; 3) Единство камерного, локального времени и пространства и космически безграничного.
Ж. Авторское отношение: 1) Взаимоотношения автора и самых разных героев и героев-повествователей на равных, утверждение мысли о том, что все мы люди; 2) желание сатирой победить отдельные недостатки; 3) исторический скепсис.
З. Историческая концепция: 1) победа коммунизма во всем мире; 2) конец света; 3) зависимость хода и направления истории от бесконечного взаимодействия событий и людей.
10. Расставьте названные произведения в хронологическом порядке.
А. А. Блок. «Соловьиный сад»; «Житие протопопа Аввакума»; И. С. Тургенев. » Отцы и дети»; А. С. Пушкин. «Повести Белкина»; А. С. Пушкин. «Во глубине сибирских руд…»; А. П. Чехов. «Ионыч»; М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»; М. А. Булгаков. «Собачье сердце».
Новые возможности ЕГЭ по литературе