Об особенностях уроков литературного чтения во 2 классе
В настоящее время в начальной школе реализуется один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника — «Литературное чтение». Содержание литературного чтения приобщает детей к литературе как к искусству, обеспечивает благоприятные условия для практического включения ребенка в мир литературы, позволяет учителю развивать литературные способности, самостоятельную творческую деятельность, культуру речевой и читательской коммуникации. Успех урока литературного чтения зависит от того, какую задачу поставил учитель при изучении текста и как смог построить алгоритм освоения того или иного текста.
В зависимости от целей и задач урока возможно проведение различных по типу уроков литературного чтения. Урок знакомства с произведением (урок чтения; основное содержание урока посвящено формированию навыка чтения, если это необходимо для данного класса). Урок чтения и осмысления произведения (на одном уроке рассматривается изучаемое произведение и реализуется вся система работы по формированию умений работы с текстом от этапа первичного восприятия до обобщающего этапа работы с текстом). Урок осмысления произведения (реализуется система работы с текстом от этапа вторичного восприятия текста до всевозможных форм интерпретации текста — пересказа, создания текста по аналогии, драматизации и т.
Д. ). Урок развития речи (создание всевозможных форм интерпретации текста — устное или письменное изложение; устное или письменное сочинение на основе художественных произведений). Урок работы с книгой (внеклассное чтение, библиографический урок). Урок контроля и оценки результатов обучения (проведение проверочных, контрольных работ). Алгоритм работы над произведением включает общепринятую последовательность изучения текста. Подготовка к первичному восприятию текста Цель: создать соответствующую эмоциональную атмосферу, оживить жизненные впечатления детей, необходимые для восприятия произведения.
Возможные методические приемы: антиципация содержания текста по заголовку, иллюстрации к нему; рассматривание выставки книг или книги, в которую включено изучаемое произведение; рассказ учителя о событиях, рассматриваемых в произведении; рассматривание репродукций картин; слушание музыкального произведения; просмотр кинофрагментов, диафильмов; беседа на тему, близкую теме произведения; беседа о творчестве писателя или поэта; викторина по его произведениям; чтение и объяснение непонятных для учащихся слов; чтение трудных для учащихся в техническом отношении слов и т. д. Первичное восприятие текста Цель: обеспечить эмоциональность восприятия, интерес к изучаемому произведению. Возможные методические приемы: чтение текста учителем, самостоятельное чтение учащимися, комбинированное чтение, прослушивание записи чтения текста мастером художественного слова. Проверка первичного восприятия текста Цель: оценка качества самостоятельного восприятия текста; корректировка задуманного учителем хода анализа текста. Возможные методические приемы: беседа, выявляющая эмоциональный отклик на произведение и понимание его общего смысла детьми.
Мотивация перечитывания и анализа произведения Цель: пробудить интерес к перечитыванию текста, потребность в аналитической работе. Возможные методические приемы: постановка проблемных вопросов, поиск неточностей в иллюстрации, сопоставление разных вариантов прочтения, объяснение непонятных слов. Анализ текста Цель: углубить восприятие произведения, освоение идеи произведения. Возможные методические приемы: последовательное перечитывание вслух с комментариями; самостоятельное перечитывание с различного рода заданиями; составление плана; сопоставление с произведением на ту же тему; стилистический эксперимент и т. д. Обобщение результатов анализа Цель: обеспечить более глубокое целостное восприятие произведения. Возможные методические приемы: выразительное чтение произведения, драматизация, различные виды пересказа, сочинение по изученному произведению, создание выставки рисунков и выставки книг и т.
Д. Кроме традиционных уроков по изучению литературного произведения, необходимо введение уроков работы с книгой, как учебной, так и художественной. Урок работы с учебной книгой (учебником) обязательно проводится в начале года как вводный урок к курсу литературного чтения.
Учебным материалом для формирования основ читательской самостоятельности являются книги в совокупности их внетекстовой информации и текста. Поэтому рекомендуется при малейшей возможности приносить в класс, в дополнение к учебнику, не хрестоматии, а детские книги, чтобы совместно с классом читать и рассматривать их.
Об особенностях уроков литературного чтения во 2 классе