Образ Фамусова и его роль в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Не надобно другого образца,
Когда в глазах пример отца.
…Прошедшего житья подлейшие
Черты.
А. С. Грибоедов
Павел Афанасьевич Фамусов — один из главных героев комедии «Горе от ума»,
Идеолог старой барской Москвы — появляется перед читателем и зрителем в тот момент, когда открывается его нравственное, моральное лицо. Он снисходительно заигрывает с хорошенькой служанкой, но при появлении Софьи теряет свою важность и становится смешным. В следующей сцене он лицемерно хвастает своим «монашеским» поведением.
Откуда же такая важность и самоуверенность? Кто он такой? Фамусов — знатный, богатый дворянин, крупный чиновник. Он гордится своим происхождением , дружбой с такими «тузами», как Фома Фомич, князья Тугоуховские, Хлестова, графини Хрюмины, «не нынче — завтра генерал» Скалозуб. У него, Фамусова, богатый, хлебосольный Дом, этот человек гостеприимен, живет на широкую ногу.
Он поклонник и защитник старины, ее обычаев, дворянских традиций и уклада жизни, считая себя патриотом, расхваливает Москву, образ жизни московских бар. Что же ценит он в старой дворянской Москве?
Он, крепостник по убеждениям, не считает крепостных равными себе; уверен, что поступает правильно, окружая себя на службе родственниками, чтобы, представляя «к крестику иль к местечку», иметь возможность «порадеть родному человеку». Достойными членами общества Фамусов считает только богатеев. Он уверен, что «по отцу и сыну честь», самодовольно заявляет:
Будь плохонький, а если наберетсяДуш тысячки две родовых, Тот и жених.
Отношение к службе у него тоже своеобразное:
А у меня что дело, что не дело, Обычай мой такой:Подписано — так с плеч долой!
О гражданском долге, как видим, речь не идет. Служба для Фамусова — только средство получения чинов, наград, денег. Самое важное для него как для чиновника — умение «обойтись» с вышестоящими людьми, угодить им и таким путем выслужиться.
Кто же для Фамусова образец? Это его дядя Максим Петрович, вельможа екатерининского времени. Этот важный барин «на золоте едал», «езжал-то вечно цугом», имел «надменный нрав». «Когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб», становился шутом и таким путем приобрел влияние при дворе.
Восхищается Фамусов и Кузьмой Петровичем, почтенным камергером, богачом, который «на богатой был женат, переженил детей, внучат». Таким людям он старается подражать, их ставит в пример молодежи.
Воспитание молодого поколения — одна из волнующих его тем. Фамусов неглуп, он понимает, что от молодежи зависит будущее страны. В просвещении он видит опасность, угрожающую привычным устоям жизни. Он говорит с ненавистью:
Ученье — вот чума, ученость — вот причина, Что нынче, пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений…
Заканчивает свою мысль он категорическим требованием:
…уж коли зло пресечь, Забрать все книги бы да сжечь.
Фамусов подсмеивается над принятым тогда в дворянских семьях России «французским» воспитанием, однако и сам следует моде, хотя называет французов-учителей «побродягами». Он уверен, что детей надо воспитывать в духе подражания старшим. «Учились бы, на старших глядя», — внушает он Чацкому, а дочери говорит, что лучший образец он сам.
Самодовольный до крайности, любящий всех поучать, Фамусов ненавидит и боится молодых людей, поборников нового, которые Отказываются подражать «старшим», а стремятся к свободе, к просвещению, науке, искусству, хотят «служить делу, а не лицам», отказываются «прислуживаться». Забыв, что Чацкий воспитывался в его доме, он с возмущением называет юношу «карбонари», «опасным человеком», кричит: «Он вольность хочет проповедать!», «Да он властей не признает!» Причины его беспокойства ясны: Чацкий высказывается против того строя и тех порядков, которые являются основой благополучия Фамусова и его сторонников.
К моральным качествам человека барин-крепостник никаких требований не предъявляет. Богатство — вот его бог. Поэтому грубый солдафон Скалозуб, а вовсе не Чацкий, кажется ему подходящим женихом для дочери. Поэтому, напуганный страстными нападками Чацкого на «век минувший», Фамусов с готовностью подхватывает и охотно распространяет сплетню о его сумасшествии.
Он еще чувствует себя достаточно сильным: вокруг единомышленники, имеющие власть, влияние. Чацкий уедет, неприятная история с Молчалиным забудется… Конечно, Фамусова волнует, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна», и свой гнев, свое раздражение он выплескивает на слуг, еще раз показывая, что их он людьми не считает, его власть над ними безгранична. «В работу вас! На поселенье вас!» — это не пустые угрозы.
И все-таки самоуверенность его поколеблена. Как идеолог старой барской Москвы он не может не понимать, что стоит на зыбкой почве, что таким, как он, нанесен удар «качеством силы свежей» .
Грибоедовым создан очень интересный герой, прекрасно отражающий свое время, раскрывающий те его стороны, против которых выступили истинные патриоты России — декабристы. Многочисленные Фамусовы принадлежат истории. Но грибоедовский герой, с его откровенным консерватизмом, сочетанием высокомерия и заискивания, яркой, колоритной речью, незабываем.
Образ Фамусова и его роль в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»