Образ Катюши Масловой в романе «Воскресение»
Это произведение пробудило всеобщий, небывалый интерес. Номер журнала. «Нива», где было опубликовано начало «Воскресения», тиражом в 500 тысяч экземпляров, был раскуплен в один день. Не менее велик был международный интерес к этому роману: отдельные главы его после публикации в России сразу переводились на другие языки и печатались почти во всех странах мира. Для американских и английских журналов текст романа передавался по телеграфу, что для того времени было событием исключительным. Многие выдающиеся критики России и других стран, подчеркивая величие нравственной идеи романа «Воскресение», называли его самым сильным созданием гения Толстого В 1887 году прокурор Петербургского окружного суда А. Ф. Кони рассказал Льву Николаевичу историю одного судебного дела об обманутой девушке Розалии. Через некоторое время, узнав, что его рассказ положен в основу романа, Кони писал Толстому: «Из-под Вашего пера эта история выльется в такой форме, что тронет самое зачерствелое сердце и заставит призадуматься самую бесшабашную голову». Однако рассказ А. Ф. Кони послужил лишь зерном для создания «Воскресения». Произведение в целом и образы героев развивались на основе широких жизненных наблюдений и личных впечатлений писателя.
Роман открывается картиной наступления весны. Прекрасна весна! Прекрасна воскресающая жизнь! Все в природе радуется ее наступлению, и только люди, не замечая разлитой вокруг них красоты, продолжают обманывать друг друга, чинить насилие и зло.
В весенний день, 28 апреля, в губернскую тюрьму пришло распоряжение доставить в суд «преступниц» Маслову. Катюша Маслова — девушка из крестьянской семьи. Еще ребенком она была взята в барский дом. Старые барышни пожелали сделать из нее что-то среднее между дворовой девкой и воспитанницей. Она заменяла им горничную, и звали ее не Катькой и не Катенькой, а Катюшей. В пасхальную ночь взрыв страсти Дмитрия Нехлюдова — племянника старых барышень — погубил юную, чистую, любящую его девушку Катюшу с сияющими, черными, как мокрая смородина, глазами. Что произошло с ним и с Катюшей — большое счастье или большое несчастье,- Нехлюдов не понимал тогда. И только природа как бы чувствовала несчастье девушки. Из-за стены тумана выполз ущербный месяц, мрачно осветив что-то черное и страшное. А на реке, подобно жизни Катюши, ломался лед. Через некоторое время Нехлюдов собрался уезжать. Перед отъездом, чтобы быть честным, благородным и великодушным (каким он считал себя), он дал Катюше денег… В хронологической цени событий «пасхальная ночь» является завязкой, из которой вытекает очень значительный в жизни героини эпизод «На полустанке».
«Была темная осенняя, дождливая, ветреная ночь… В поле, под ногами, не было видно дороги, а в лесу было черно, как в печи, и Катюша, хотя и знала хорошо дорогу, сбилась с нее. Выбежав на платформу, Катюша тотчас же в окне вагона первого класса увидала его… Когда пробежал последний вагон с фонарем, сзади, она была за водокачкой, вне защиты, и ветер набросился на нее, срывая с головы ее платок и облепляя с одной, стороны платьем ее ноги. Платок снесло с нее ветром, но она все бежала… «Он в освещенном вагоне, на бархатном кресле сидит, шутит, пьет, а я вот здесь, в грязи, в темноте, под дождем и ветром — стою и плачу», подумала Катюша, остановилась и, закинув голову назад и схватившись за нее руками, зарыдала. — Уехал! — закричала она».
Через десять лет — суд над проституткой Масловой по обвинению в отравлении купца. Князь Нехлюдов участвует в суде как присяжный заседатель. Он узнает в подсудимой Катюшу, и вихрь разнообразных мыслей и чувств взметнулся в его душе.
Композиция «Воскресения» не совпадает с хронологическим развитием событий, происходящих с Катюшей Масловой. Сцены «Пасхальная ночь» и «На полустанке» выступают как предыстория героев и рассказаны от автора. Нехлюдов, увидев Катюшу, вспоминает пасхальную ночь, белое платье Катюши с голубой лентой, вспоминает заутреню. «Ведь я любил ее, истинно любил хорошей, чистой любовью в эту ночь», — думает он. Катюша же старалась никогда не вспоминать о, Нехлюдове. «Похоронила она все воспоминания о своем происшедшем с ним в ту ужасную темную ночь, когда он приезжал из армии и не заехал к тетушкам». Идейно-художественным центром романа является трагический жизненный узел между присяжным заседателем Нехлюдовым и подсудимой Масловой. От сцены встречи героев на суде протягиваются нити связи ко всем другим эпизодам, картинам и сценам.
После встречи с Катюшей в суде, поняв, какой трагедией для нее обернулась любовь к нему, Нехлюдов принимает решение не оставлять погубленную им девушку. Чувство раскаяния и желание искупить свою вину заставляют его искать средства помочь ей. Он обращается в самые различные инстанции с целью выхлопотать облегчение приговора… Нехлюдов исходил всю Россию. Он видел дворцы и великосветские салоны, приемные князей и тюрьмы, побывал в сенате и в мужицких избах и, наконец, прошел вслед за Катюшей путь по этапу, на каторгу.
Однажды в деревне Наново Нехлюдов беседовал с крестьянами. Среди столпившихся крестьянок, безнадежно унылых в своей бедности, он увидел женщину, которая держала на руках грудного ребенка Ребенок был завернут в лохмотья. Из-под лоскутной скуфейки смотрело бескровное, с жалкой бессмысленной улыбкой лицо несчастного заморыша; этот мальчик в скуфеечке — образ-символ голодного, вымирающего русского крестьянства — потряс Нехлюдова. Его глазам открылись такие человеческие страдания, издевательства над народом, такое насилие и зло со стороны властей и лицемерие святейшей церкви, что Нехлюдову стало стыдно и гадко за все, прежде всего за себя. Так же, как создателю романа «Воскресение» — великому Льву Толстому, Нехлюдову захотелось освободиться от фальши аристократической жизни, уйти из своей среды, жить так, как живет простой народ. Увиденное зло жизни не привело Нехлюдова к мысли о необходимости политического и социального переустройства действительности. Ему кажется, что исполнение евангельских заповедей о любви к ближнему, всепрощении и воздержании от дурных поступков даст людям доступное им на земле счастье.
В этом убеждении он видит свое воскресение и предается личному самоусовершенствованию и филантропической деятельности. По-иному решила свою судьбу Катюша. По просьбе Нехлюдова она была переведена из отделения уголовных в отделение политических заключенных; знакомство с революционерами оказало на нее самое благотворное влияние и. открыло перед ней возможность новой жизни.
Образ Нехлюдова не раз появлялся в произведениях Л. Н. Толстого: в ранний период в повестях «Юность» и «Утро помещика», затем в рассказе «Люцерн», наконец в романе «Воскресение». Этот образ выражал и обобщал наблюдения писателя. над жизнью, дал оценку различным общественным явлениям; в нем запечатлены мысли и чувства писателя. Созвучие взглядов Нехлюдова мировоззрению Толстого прекрасно выразил А. М. Горький: «60 лет ходил по России князь Нехлюдов, заглядывая всюду: в деревню и сельскую школу, в Вяземскую лавру и за границу, в тюрьмы, в канцелярии губернаторов, в избы, на постоялые дворы и в гостиные аристократических дам.
Образ Катюши Масловой в романе «Воскресение»