Образ Каупервуда в трилогии Драйзера «Финансист», «Титан» и «Стоик»
Главным героем романов выступает крупный бизнесмен Каупервуд, чья карьера прослеживается на широком социальном фоне американской жизни. В «Финансисте» мы знакомимся с детскими и юношескими годами Каупервуда в Филадельфии, с формированием его вкусов, взглядов, интересов, с началом его финансовой деятельности. Каупервуд быстро усваивает волчьи законы мира. Он никогда не рискует собственным капиталом и в любой момент готов поставить на карту чужие деньги. Для своих операций оп незаконно использует средства, принадлежащие городу, и зарабатывает крупные суммы. Только благодаря случайности Каупервуд попадает в тюрьму. Но даже в тюрьме он оказывается на особом положении: через подставных лиц он продолжает играть на бирже.
Если в «Финансисте» только начинается карьера Каупервуда, если там он только познает законы капиталистических джунглей, то в «Титане» он предстает уже как сформировавшийся хищник. Во много раз увеличивается размах его операций, все большее количество людей попадает в орбиту его влияния. Каупервуд добивается того, что становится крупнейшим: монополистом в области городского железнодорожного транспорта. Чикагские капиталисты пытаются противодействовать ему. Видя в его лице опасного конкурента, они создают ему финансовые затруднения, ведут против него кампанию в печати. Но он умнее, проницательнее их. Все их попытки разорить его или заставить уехать из Чикаго оказываются обреченными на провал. Но значит ли это, что Каупервуд всемогущ, что нет такой силы, которая могла бы остановить его? Такая сила находится. Ею оказывается народ. Народ останавливает победное шествие Каупервуда. Народ добивается того, что Каупервуду не удается забрать в руки весь транспорт Чикаго.
Создание образа Каупервуда было, бесспорно, крупнейшим достижением Драйзера. Каупервуд — центральная фигура серии романов. В его лице писатель изобразил типичного представителя американского монополистического капитала.
Каупервуд стремится лишь к исполнению своих желаний. Отсюда название — «Трилогия желания». Каупервуда характеризует ненасытная жажда богатства, власти, наслаждений. Чем выше поднимается Каупервуд, тем более бесчеловечным и аморальным становится. Характер Каупервуда не получил бы столь широкого раскрытия, если бы в романах не была прослежена его личная жизнь, его многочисленные любовные связи. Среди них наиболее полно освещены его отношения с Айлин, его женой.
История с Айлип особенно убедительно доказывает разрушительный характер деятельности Каупервуда. Каупервуд ломает и калечит жизни других людей. Все, кто попадает в орбиту его влияния, кто связывает с пим свою судьбу, рано или поздно становятся его жертвами. Его первая жена, старик отец, многочисленные любовницы — все они испытывают па себе вредоносное воздействие личности Каупервуда. При этом он никогда не испытывает угрызений совести, не раскаивается в своих преступлениях.
Романы «Финансист» и «Титан» были крупнейшими реалистическими произведениями писателя. И тем не менее в них отразилась противоречивость его мировоззрения, сказалось влияние идеологии. В первый период творчества Драйзер часто исходил из биологической философии жизни. Приверженность к ней приводила его к социальному дарвинизму. Поэтому совсем не случайны те параллели с миром природы, которые встречаются в его романах. Так, в «Финансисте» десятилетний Каупервуд с огромным интересом наблюдает за борьбой омара и каракатицы, находящихся в аквариуме. Эта сцена заставляет его глубоко задуматься. «Как устроена жизнь! — рассуждает он.- Одни живые существа живут за счет других, омары — за счет каракатиц. Кто же за счет омаров? Люди, конечно. А кто же за счет людей?.. Может быть, другие люди?»
Уже тогда Каупервуд делает для себя вывод, что среди живых существ побеждают сильнейшие. Этому правилу он старается следовать в жизни, стремясь быть сальнее своих противников. Развертывая с годами свою деятельность, он превращается в жестокого хищника, все уничтожающего на своем пути. «Титан» заканчивается аллегорической сценой: огромная хищная рыба поглощает более мелкую рыбешку.
Влияние социального дарвинизма на писателя обусловило и несколько двойственное, противоречивое освещение образа Каупервуда. Каупервуд жесток, бесчеловечен, аморален, и в то же время он привлекает Драйзера своей силой, энергией, умом. Его фигура вырастает до огромных размеров. Как и город Чикаго, он становится Титаном, Колоссом.
В «Финансисте» и «Титане» можно увидеть необычайно полную и красочную картину развития финансового капитала в конце XIX в.: описание биржи, финансовых крахов и взлетов, паники, ожесточенной борьбы за власть. Так, в «Финансисте» великолепно нарисована панорама паники на фондовой бирже после знаменитого пожара в Чикаго, вызвавшего потрясение в экономике страны.
Драйзер рассказывает о том, как миллионеры создавали свои состояния, как они осуществляли контроль над экономикой и политикой страны. Одним из узловых моментов в «Финансисте» является связь между Бэтлером, Молленхауэром и Симцеоном — лидерами филадельфийской политической машины. Являясь их финансовым агентом, Каупервуд изучает внутренний механизм их действий. В свете этих событий совсем наивными кажутся представления об «американской демократии», о свободе, о равенстве. Не народ, а капиталисты правят страной. Они устанавливают свои законы, и они же, когда это им нужно, обходят или нарушают их. Им, а не пароду служат республиканская и демократическая партии, между которыми нет существенной разницы.
Образ Каупервуда в трилогии Драйзера «Финансист», «Титан» и «Стоик»