Образ кавказского пленника в русской литературе
Тема моей работы «Образ кавказского пленника в русской литературе». Для исследования я выбрала три произведения: поэму А. Пушкина «Кавказский пленник», рассказ Л. Толстого «Кавказский пленник», рассказ В. Маканина «Кавказский пленный». К этой теме я решила обратиться после прочтения рассказа Маканина «Кавказский пленный».
Я вспомнила, что мы читали рассказ «Кавказский пленник» Толстого, и у Пушкина есть поэма с таким названием. Тема Кавказа актуальна и в наши дни. И мы решили выяснить, как в произведениях Пушкина, Толстого и Маканина трактуется образ кавказского пленника. Тема предопределила цели работы: 1. провести анализ текстов художественных произведений 2. сопоставить способы и приемы изображения главного героя 3. выделить отличительные черты кавказского пленника в каждом из рассмотренных произведений.
Все события, случившиеся с героями произведений, выбранных нами для исследования, происходят на Кавказе. Это не трудно определить по названиям рассказов. Кавказ привлекает авторов своей экзотичностью, красотой.
Непростыми были отношения России с Кавказом на протяжении XIX — XX веков. Лев Толстой сам служил на Кавказе, материалом для рассказа послужили события из жизни писателя и истории, услышанные им на службе. Пушкин также был на Кавказе, там он и начал свою поэму вдохновленный красотой Кавказа и рассказами горцев. Маканин пишет о реальных событиях 90-х в Чечне.
Рассказ Маканина — полемика с традициями классической литературы, это проявилось в названии произведения. В истории русской литературы есть такие факты, когда писатели разных эпох, направлений, эстетических позиций обращаются к одним и тем же названиям своих произведений, например: «Кавказский пленник» А. Пушкина и «Кавказский пленник» Л. Толстого, «Кавказский пленный» В. Маканина. В XIX веке Кавказ был эмблематическим пространством свободы, ничем не ограниченного духовного движения в противовес скованному условностями миру «цивилизации». Мы заметили, что в прозе Толстого Кавказ стал обрастать деталями быта, подробностями взаимоотношений, мелочами повседневности.
Неизменной составляющей Кавказской темы является горный пейзаж: «Пред ним пустынные равнины лежат зеленой пеленой; Там холмов тянутся грядой однообразные вершины… » — писал Пушкин «Кавказский пленник» романтическая поэма Пушкина, написанная во время южной ссылки. Автор поставил перед собой цель воспроизвести характер молодого человека своего времени, неудовлетворенного действительностью и охваченного жаждой свободы. В романтической поэме эпическая линия переплетается с лирической . Впервые Пушкин изображает романтического героя-современника. Автор не указывает ни имени героя, ни его прошлого, но немного о герое мы можем узнать по намекам и недосказаниям.
Герой поэмы жестоко разочарован. Он отправился на Кавказ — край сильных и свободолюбивых людей — обрести такую желанную и необходимую ему свободу духа, а попал в плен. «Кавказский пленник» Толстого — рассказ-быль. Жилин попадает в плен к иноверцам на вполне законных основаниях. Он противник, воин, по обычаям горцев его можно взять в плен и получить за него выкуп. Главный герой — Жилин, его характер соответствует фамилии.
Следовательно, делаем вывод: он крепкий, стойкий, жилистый. У него золотые руки, в плену он помогал горцам, чинил что-то, к нему даже лечиться приходили. Имени автор не указывает, лишь то, что его называют Иваном, но так называли всех русских пленников. У Маканина главный герой — Рубахин. Фамилия, как и у Толстого говорящая, соответствующая характеру героя: рубаха-парень.
Анализируя рассказ, мы видим, что Рубахин находится в постоянном состоянии войны, не только реальной, но и душевной. Он настолько привык к этому состоянию, что уже не в силах из него выбраться. Отслуживший свое, все время собирается навсегда уехать домой в «степь за Доном», и каждый раз остается на Кавказе, хочет понять, что же красота гор хотела ему сказать, «зачем окликала»?
Его имени мы тоже не знаем. Маканин интересно обыгрывает название рассказа «Кавказский пленный» а не пленник. По словарю С. И. Ожегова лексическое значение слова «пленный»- взятый в плен, находящийся в плену. «Пленник» — тот, кто пленен кем-чем-либо.
В рассказе пленен не только юноша, но и главный герой пленен красотой гор: «который год бередит ему сердце их величавость, немая торжественность» Как пленники сумели сбежать? Благодаря любви молодой черкешенки, герой Пушкина получает возможность обрести свободу. «Ты волен,- дева говорит,- беги». Из-за безответной любви гибнет «дева гор».
Жилину помогла горская девочка Дина, с которой они подружились. В обоих случаях сыграли роль человеческие чувства: любовь, дружба, сострадание, а также красота человеческой души, доброта. Проанализировав взаимоотношения героев произведений, мы можем отметить следующее.
У Маканина Рубахин и Вовка-стрелок товарищи по службе, но кавказский юноша вызывает смутные и непонятные для Рубахина переживания. Его первая реакция на внешность юноши: «лицо удивило». Главный герой только потом понимает почему. Он был очень красив, что было странно: боевики всегда ценили мужественность и жестокость, и такого красавца в свой отряд не взяли бы.
В конце Рубахин убивает пленного ради своего спасения. Сопоставляя героев рассказов, мы видим: толстовский герой хороший товарищ. Он не бросает Костылина в беде, хотя именно из-за него они и попали в плен. Жилин стал симпатичен всему аулу, кроме старика, который ненавидел русских.
У Пушкина герой негативно относится к горцам, и не отвечает на любовь черкешенки, его сердце уже не способно любить. Таким образом, мы выяснили, что авторы не указывают имен героев, что герои Маканина и Толстого служат на Кавказе, а Пушкинский герой отправился на Кавказ в поисках свободы. У Пушкина и Толстого герои попадают в плен и выбираются из него, а у Маканина герой взял в плен юношу с целью обмена. Во всех рассмотренных произведениях тема истинных и ложных ценностей, истинной красоты. Красота, не только гор, но и человека.
У Пушкина и Толстого это красота души, поступков, человеческих чувств, а у Маканина внешняя, красота пленного, и пугающая солдат красота местного пейзажа. «Серые замшелые ущелья. Бедные и грязноватые домишки горцев, слепившиеся, как птичьи гнезда. Но все-таки — горы?! Там и тут теснятся их желтые от солнца вершины. Горы.
Горы. Горы. Который год бередит ему сердце их величавость, немая торжественность…» В «Кавказском пленном» постоянно присутствует фраза Достоевского — «красота спасет мир», но в рассказе она «не успела спасти».
Пушкинский герой — романтический. Толстовский хороший друг и товарищ, а Маканинский солдат, устал от войны, но никак не может уехать домой. Мы провели анализ текстов, способов изображения главного героя и выделили отличительные черты кавказских пленников.
Образ кавказского пленника в русской литературе