Образ Оксаны в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»
Я с большим интересом прочитала повесть Н. В. Гоголя » Ночь перед рождеством «. В ней много сказочных событий, смешных приключений.
Из всех героев повести хочу выделить Оксану, ее отношение с Вакулей. В начале повести Оксана — юная беззаботная. насмешливая и ветреная девушка. » Парубки гуртом провозгласили, что лучшей девки и не было еще никогда, да и не будет никогда на селе. Оксана знала и слышала все, что про нее говорили, и была капризна, как красавица «.
Она была не только хороша собой, но, как дочь богатого казака, нарядно одевалась. Любила полюбоваться на себя в зеркале. Девушка была окружена и избалована вниманием молодых людей. » Парубки гонялись за нею толпами, но, потерявши терпение, оставляли и обращались к другим, не так избалованным».
Только кузнец Вакула не переставал любить ее и надеялся, что красавица тоже его полюбит. Но гордая Оксана только издевалась и высмеивала его. Ей нравилось, что кузнец так сильно любит ее, что готов выполнить любое ее желание.
А однажды заявила перед подругами «Будьте все вы свидетельницы, если кузнец Вакула принесет ей те самые черевички, которые носит царица, то вот мое слово, что выйду тот час же за него замуж».
Только, когда кузнец попрощался с нею, Оксана призадумалась. Она поняла, что слишком жестоко поступила с ним. » Но что если он, в самом деле ушел с намерением никогда не возвращаться в село? А вряд ли и в другом месте где найдется такой молодец, как кузнец! Он же так любил ее! Он долее всех выносил ее капризы!
Произошло то, что так долго добивался кузнец. Оксана полюбила его. » На сердце у нее столпилось столько разных чувств, одна другого досаднее, одно другого печальнее, что лицо ее выражало одно только сильное смущение; слезы дрожали на глазах.
В 1831 — 1832 годах повести вышли в свет в двух сборниках под общим заглавием «Вечера на хуторе близ Диканьки». И в предисловии к первому сборнику, и во всей книге, написанной от имени пасичника Рудого Панька, Гоголь сознательно противопоставил светской, «панской» литературе с ее чопорностью и жеманством свои повести, как произведения, созданные народом и отражающие его жизнь и его поэзию. И они действительно были таковыми.
Самая тематика повестей убедительно говорит об этом.
Создавая свои повести, Гоголь искусно и широко использовал народное творчество, почерпнув оттуда не только сюжеты, но и многие образы , характер и приемы народного юмора, меткие народные слова, самый склад речи.
«Вечера» ценны тем, что в них Гоголь показал душевную силу народа, его глубокую человечность, глубину и полноту его чувств, богатство его языка.
Прекрасны парубки и девушки, живущие простой и целостной жизнью. Живым воплощением народной силы, истинного патриотизма являются смелые, решительные борцы за родину, вроде Данилы Бурульбаша из повести «Страшная месть».
Но жизнь народа не течет ровно и счастливо. Естественному стремлению народа к полноте жизни на родной земле препятствуют враждебные силы. Они воплощены у Гоголя в страшных образах.
Таковы, например, Басаврюк и ведьма в повести «Вечер накануне Ивана Купала», силой золота погубившие трудового человека — батрака Петруся, колдун, продающий свою родину врагам .
И пока существуют в мире злые силы, не может быть для народа подлинного счастья и безоблачной жизни, настоящего веселья. Окружающая Гоголя крепостническая действительность ясно говорила ему о тяжкой судьбе человека в этом жестоком мире, о жизненных невзгодах, о человеческом горе. Вот почему даже в таких веселых повестях «Вечеров», как «Сорочинская ярмарка», слышатся нотки грусти, горести. «И тяжело и грустно становится сердцу, и нечем помочь ему» — такими словами заканчивает Гоголь повесть «Сорочинская ярмарка».
И не случайно в конце второй части «Вечеров» помещен рассказ «Иван Федорович Шпонька и его тетушка», по своей тематике и строго реалистическому характеру совершенно непохожий на сказочнопоэтические повести «Вечеров». Здесь Гоголь впервые выступает в качестве сатирика, разоблачающего духовное убожество и крепостнические нравы помещиков.
«Вечера на хуторе близ Диканьки» явились важным этапом на творческом пути Гоголя. Они стали тем зерном, из которого выросли последующие произведения великого писателя. Здесь определилась идейная направленность Гоголя: любовь к народу, источнику красоты и полноты жизни, и ненависть к «пошлости пошлого человека», «небокоптителя», «существователя».
«Вечера» имели большой успех. Уже по получении, первой части сборника Пушкин писал в одном из своих писем: «Сейчас прочел «Вечера близ Диканьки». Оки изумили меня.
Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства и чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность!
Все это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился».
Образ Оксаны в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»