Образ Павла Ивановича Чичикова
Наиболее широко на страницах поэмы Гоголя «Мертвые души» представлены образы современных автору чиновников и помещиков. Но из этой «галереи» выделяется совершенно новый герой — чиновник Павел Иванович Чичиков. Это единственный персонаж, история жизни которого приводится автором во всех подробностях. Чичиков был выходцем из бедной дворянской семьи.
Его характер формировался под влиянием отцовского наказа при отправлении Павлуши на учебу в город. На всю жизнь запали ему в душу слова отца: «Больше всего береги копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой». Другой отцовский наказ учил Павлушу «больше всего угождать учителям и начальникам, только так пойдешь в ход и всех опередишь…» Павлуша так хорошо усвоил все наставления отца, что еще мальчишкой проявил смекалку и сумел приумножить оставленный отцом полтинник. Никому другому не пришло в голову вылепить из воска снегиря и продать его; дрессировать мышь, чтобы выгодно сбыть ее потом.
И каким неприглядным ребенком выглядит Чичиков после того, как автор приводит многочисленные примеры его обогащения: «накупивши на рынке съестного, садился в классе возле тех, кто побогаче, и как только подступал голод, продавал им пряники или булки подороже; когда товарищи его угощали , он припрятывал полученное угощение, а потом продавал им же…». Среди этих «невинных детских затей» уже проступает облик хитрого и бездушного подлеца. Именно таким Чичиков и проявил себя, когда его учитель умирал с голоду в жалкой конуре. Бывшие ученики, чтобы помочь ему, собрали для учителя кое-какие деньги, один только «Павлуша Чичиков отговорился неимением и дал какой-то пятак серебра, который тут же товарищи бросили ему, сказавши: «Эх ты, жила!». Узнав об этом поступке Чичикова, учитель произнес сокрушенно: «Надул, сильно надул…».
Эти слова и определили основную психологию жизни главного героя поэмы. Взрослея, Павлуша становится способным на большие подлости. И цель у него уже не хорошая оценка, а продвижение по службе любой ценой.
На этом поприще расцветают и раскрываются все его низменные таланты: угодничество, карьеризм, жадность. Вспомним хотя бы историю с повытчиком и его дочерью, когда Чичиков, благодаря своему терпению и угодничеству, вошел к ним в безграничное доверие и вроде бы собирался жениться. А когда получил желаемую должность, перестал поддерживать отношения с этой семьей. И опять мы слышим те же слова обманутого повытчика: «Надул, надул, чертов сын!».
Павел Иванович по-прежнему верен себе: он использовал человека для достижения корыстной цели, а после забыл о нем. Еще много различных попыток получить должность и разбогатеть предпримет Чичиков за свою карьеру: будет служить в комиссии капитального строения, на таможне и т. д. Но все безуспешно. И тогда он придумывает самую большую аферу — аферу с покупкой «мертвых душ». Павел Иванович приезжает в губернский город и встречается с местными помещиками. Сам он при этом играет тоже роль помещика, путешествующего по своим надобностям и, просто так, интересующегося умершими крестьянами.
С каждой новой встречей мы видим все новые «таланты» Чичикова. Он умеет удивительно перевоплощаться, скрываться под различными масками. С Маниловым этот герой очень любезен и деликатен; с Коробочкой — мелочен, настойчив и даже груб; с Ноздревым — немного трусоват; с Собакевичем он выглядит как купец, который никогда не упустит своей выгоды; с Плюшкиным играет роль доброго человека, который пожалел бедного старика и купил у него никому не нужных умерших крестьян. В конце концов, мы понимаем, что перед нами не хороший актер, а бессердечный мошенник и плут.
Чем больше знакомимся мы с Чичиковым, тем яснее становится одно — у этого человека нет души, у него есть только страсть к деньгам и накопительству. Только на это направлены его ум, действия силы и способности. Но будущее России не за такими, как Чичиков. Его аферы все равно раскроются, и общество отвернется от таких людей.
А Русь помчится подобно «птице-тройке» в светлую и прекрасную даль.
Образ Павла Ивановича Чичикова