Образ революционной эпохи в поэме А. Блока «Двенадцать»
Долгое время советские критики хвалили создателя «Двенадцати» за «верное понимание и воспевание революции». Искренний в своем приятии и неприятии, А. Блок видел в революции возможность преобразования существующего порядка, а вернее, непорядка, во что-то лучшее и более справедливое. Все происходящее читатель видит глазами тех двенадцати большевиков, которые проходят по городу, где царит хаос. Двенадцать рады этому, поскольку и они сами являются частью этого Хаоса. Призванные в идеале стать носителями порядка, на самом деле они сами порождены Хаосом и сеют его везде, куда бы они не пошли.
Блок показывает революционную стихию как бессознательную, слепую силу, разрушающую не только ненавистный старый мир, но и простые человеческие отношения. Поэт изображает глубокую боль Петрухи. Личное и общественное приходят в болезненное столкновение. Для Блока преодоление этого — залог успеха нового мира.
Многие писатели описывают революцию как нечто романтическое, имеющее великие цели, которые с лихвой окупают человеческие жертвы. Люди, объединенные общей идеей, устраивают перевороты, ведут за собой других, строят иллюзии о благодатной жизни… Революция Блока лишена романтики. Потерянные люди, до конца не осознающие, что они делают, бродят по городу, обдуваемые всеми ветрами. Причем «ветер хлесткий» не щадит никого: ни барыню в каракуле, ни попа, ни писателя.
Плакат «Вся власть Учредительному собранию» — и тот осаждаем ветром. Ход времени не изменить. Ничто не стоит на месте, все меняется. Если изменения происходят постепенно, то люди успевают их понимать, осознавать свое место в истории. Революция — как стихийное бедствие, когда слишком быстро меняющаяся обстановка опустошает, лишает человека опоры под ногами, веры в завтрашний день.
Примерно такое состояние испытывают двенадцать «апостолов». Они пытаются выбрать верное направление, они пробуют то, что ранее ощущать не доводилось: свободу, власть, убийство… Такова сущность революции: создавать такие условия, при которых человек показывает себя со всех сторон, не всегда с самых лучших.
Но революция в поэме Блока — это не только отрицательное явление. Сметая все старое на своем пути, она готовит почву для новой жизни. Она многое поломала, свергла, уничтожила…
Но ведь для того, чтобы построить новый многоэтажный дом, необходимо снести несколько старых домов, в которых живут люди и их воспоминания. Неслучайно в конце поэмы появляется образ Христа «в белом венчике из роз». Христос стал вестником нового мира, построенного на основе равенства, братства, свободы.
Одновременно — выразителем чистоты, святости и страдания во имя будущего. Блок воплотил в этом образе духовное перерождение мира и личности. Это значит, что светлое будущее непременно настанет, все встанет на свои места и отстроится заново.
Как и двенадцать героев поэмы, Блок и негодует, и страшится, и надеется. Всем своим существом он участвует в том, что происходит вокруг. Поэт берет на себя смелость «провести» своих героев сквозь ветра и вьюги, показать настоящее лицо революции, каким бы жестоким оно не оказалось.
Но, читая поэму, мы верим в то, что кровь окупится будущей светлой жизнью.
Образ революционной эпохи в поэме А. Блока «Двенадцать»