Описание войны в произведениях русских писателей
В повести В. Василевской «Радуга» созданы прекрасные женские образы. Она показывает те черты человеческого характера, которые проявились именно в годину испытаний. Действие повести Б. Горбатова «Непокоренные» развертывается на оккупированной территории. Автор доказывает, что в годину народной трагедии никто не должен оставаться в стороне от бед народных.
Именно так поступает Тарас Яценко, отказавшийся в годы войны от принципа «моя хата с краю».
Это произведение, как и «Радуга», написано в романтико-патетическом стиле, весьма распространенном в литературе 1941 — 1945 гг. Горбатов, как и Василевская, Гроссман, Леонов, Фадеев, обратился к фольклору, народной поэзии, героическому эпосу.
А. Бек создает повесть «Волоколамское шоссе» , концентрируя свое внимание на психологическом состоянии героев, их взаимоотношениях. Центральной для автора является проблема формирования в условиях войны личности человека. Сабуров, Мо-мыш-Улы, генерал Панфилов предстали живыми людьми, со своими достоинствами и слабостями.
Пребывание Л. Леонова на Первом Украинском фронте в 1943 — 1944 гг. отразилось в повести «Взятие Великошумска» . Писатель стремился показать единство военного руководства и рядовых воинов. В этом произведении Леонов сделал попытку оценить происходящее с философско-исторической и моральной позиций. В годы войны М. Шолохов начал печатать главы романа «Они сражались за Родину».
На войну он пытался смотреть глазами простого русского солдата, испытавшего горечь отступления, ненависть к врагу, страстное желание победить во что бы то ни стало.
Первым завершенным романом об Отечественной войне стала «Молодая гвардия» А. Фадеева, опубликованная в 1945 г. . Этот роман стал реквиемом по юности, погибшей от рук фашистов. Отсюда прямолинейность в изображении врага, романтизация образов молодогвардейцев.
Во второй редакции Фадеев изменил концепцию романа, доказывая несамостоятельность действий комсомольцев. Он ввел образы партийных руководителей , которые показаны как организаторы партизанского движения в Краснодоне.
Многие писатели в годы войны обращались к героическому прошлому. Патриотические идеи развивались в исторических романах «Дмитрий Донской» С. Бородина, «Багратион» С. Голубова, «Порт-Артур» А. Степанова, «Батый» В. Яна, «Генералиссимус Суворов» Л. Раковского, «Емельян Пугачев » В. Шишкова, «Петр Первый» А. Толстого, «Иван Грозный» В. Костылева и др.
В целом проза о Великой Отечественной войне, созданная по «горячим следам» событий, не отличалась художественным совершенством. Многие темы были закрыты для художественного исследования еще долгие годы, а воображение авторов не выходило за рамки дозволенного. Однако боль писателей за судьбу Родины, их ненависть к врагу, восхищение моральной силой народа в большой степени компенсировали недостатки этих произведений.
Особое место в прозе периода Великой Отечественной войны занимают два произведения, публикация которых оказалась невозможной в то время: повесть К. Воробьева «Это мы, Господи!» и книга М. Зощенко «Перед восходом солнца».
В 1943 г. книга М. Зощенко начала печататься в одном из номеров журнала «Октябрь», но продолжения не последовало. В полном виде повесть увидела свет только в 1987 г. Ее содержание представляло резкий контраст тому, что издавалось в годы войны. Книга Зощенко — явление уникальное не только в творчестве писателя, но и вообще в русской литературе.
Художник сумел заглянуть в самую глубину, можно сказать бездну, человеческого сознания.
Это не только выдающееся литературное произведение, где, как отмечал сам автор, он впервые «заговорил своим голосом», но также и беспримерный опыт самопознания человека творчески одаренного, незаурядного, обладающего большой силой воли и пытливым умом. Как удачно заметил один из комментаторов повести, в ней описан процесс «реанимации души».
Сам автор считал свою книгу антифашистской, так как обращал внимание на опасность игры с инстинктами. Однако его предостережение могло касаться и советской тоталитарной системы, объявившей гонение на интеллигентность, игравшей на низменных инстинктах . Зощенко — и это, видимо, пугало более всего — открыто показал, сколь губительна для человеческой личности жизнь в постоянном страхе.
А ведь именно страх был краеугольным камнем в сталинской системе «воспитания» советского народа!
Критика вменяла ему в вину натуралистическое изображение собственной личной жизни, пацифизм и т. п.
Кроме книги «Перед восходом солнца», Зощенко написал в годы войны немало рассказов, в том числе цикл о партизанах «Никогда не забудьте», который был закончен в 1947 г.
Описание войны в произведениях русских писателей