«Определение поэзии» анализ стихотворения Бориса Пастернака
Борис Пастернак — один из самых противоречивых писателей первой половины XX века. Его творческий потенциал начал формироваться в очень сложное для России время, на рубеже исторических эпох. В те часы представители литературной элиты серьезное внимание уделяли вопросам философии.
Они постоянно спорили о роли личности в истории, предназначении творчества, гражданской позиции мастеров слова.
Не оставался вне этих процессов и Борис Пастернак. Как и многие его современники, он пытался осмыслить и выразить свое понимание поэзии. В этом плане стихотворение «Определение поэзии» , написанное Пастернаком в 1917 году, можно считать программным.
Другое дело, что автору в ту пору было всего двадцать семь, и вполне естественно, его взгляды на поэтическое слово претерпели со временем некоторые корректировки.
«Определение поэзии» — стихотворение небольшое, всего 16 строк. Написано Анапестом. Так в стихосложении принято называть трехстопный Размер с ударением на последнем слоге.
Рифмовка во всех строфах перекрестная — АВАВ.
Вероятно, Пастернак не ставил задачу удивить читателя необычной формой. Для него было гораздо важнее наполнить необыкновенной мощью внутреннюю часть произведения, вдохнуть в каждую строчку свой молодой эмоциональный заряд. Отсюда и несколько нарочитая первая часть стихотворения, где слово «это» повторяется в начале каждой строки, всего 7 раз.
Пастернак притягивает внимание читателя яркостью красок и громкостью звуков, которыми поэзия, по его убеждению, призвана потрясать этот мир. Предметы и явления оживают, они неразрывно связаны между собой. Образ Вселенной не только опосредован, но и конкретно упоминается в середине и конце стихотворения.
Человек — часть природы, как деревья, камни, звезды, капли дождя. За несколько лет до стихотворения Пастернака так писал о себе известный российский поэт Константин Бальмонт:
Я — внезапный излом, Я — играющий гром, Я — прозрачный ручей, Я — для всех и ничей.
Пастернак не жалеет выразительных средств, чтобы зажечь читателя своей идеей, активно использует тропы. Поэт очень тонко применяет популярный прием символистов — Аллитерацию, когда несколько повторяющихся согласных придают стихотворению особую выразительность. Так, в конструкции «Figaro низвергается градом на грядку» постоянно нарастает звук «р», а в словосочетаниях: «круто налившийся свист», «щелканье сдавленных льдинок», «ночь, леденящая лист» — звуковой эффект создают шипящие и свистящие согласные.
Красиво усиливают мелодичность текста Олицетворения и Сравнения : «небосвод завалился ольхою», «звездам к лицу б хохотать», «ночи так важно сыскать».
Литературоведы часто обращают внимание и на оригинальный синтаксис стихотворения. Автор отдает предпочтение коротким безличным предложениям. Слова как бы стихийно вырываются из бездны. Подобная хаотичность свойственна дикой природе.
Если в прозаическом произведении можно применять сложные предложения, то в поэтическом жанре все должно быть точно, емко, образно. Борис Пастернак глубоко убежден, что такие «волшебные» слова знает только поэзия.
Здесь еще явно ощущается влияние Символизма, что господствовал в русской литературе серебряного века. Однако заметны и ростки Футуризма — течения, к которому Пастернак был близок в тот период. К сожалению, язык символов понятен не всегда и не всем. Особенно сложными для восприятия оказались пятая и шестая строки стихотворения:
Это — сладкий заглохший горох, Это — слезы вселенной в лопатках.
Пастернаку пришлось даже объяснять читателям суть столь вычурных Метафор. Дело в том, что в старину лопатками именовали стручки молодого гороха. Они рано или поздно раскроются, а горошины рассыпятся, будут выплаканы.
В стихотворении много контраста: Фигаро и грядка, небосвод и ольха, т. е. высокое неотделимо от низкого. В любой момент они могут поменяться местами. Это и есть литературное обрамление философского понятия о единстве и борьбе противоположностей.
Таков и финал стихотворения, где вселенная Пастернака оказывается местом глухим.
«Определение поэзии» анализ стихотворения Бориса Пастернака