Особенности творчества одного из поэтов Серебряного века
Литературная судьба русского поэта Иннокентия Анненского необычна. При жизни его произведения были почти неизвестны, они пользовались даже меньшей славой, чем стихотворения многих второстепенных и третьестепенных поэтов того времени. Первый сборник стихотворений Иннокентия Анненского, написанных в 80-90 годы 19 века, — «Тихие песни» — появился в печати только в 1904 году. Этот сборник вышел под псевдонимом Ник. Т-о.
Но известность Анненский приобрел только в последний год своей жизни. Вторая, последняя, книга его стихов — «Кипарисовый ларец» — вышла посмертно, в 1910 году. Александр Блок считал, что поэзия Анненского очень близка его творчеству: «Человеческая душа, убитая непосильной тоской».
В. Брюсов сравнивал стихи этого поэта с произведениями А. А. Фета, К. Бальмонта, Поля Верлена. И это, я думаю, неслучайно. Ведь Анненский изображал окружающий мир не таким, каким он его знает, а таким, каким он ему кажется. Тот же Брюсов отмечает мгновенность впечатлений поэта и мимолетность его поэзии. По словам самого Иннокентия Анненского, он рос «в среде, где соединялись элементы бюрократического и помещичьего…».
Учился будущий поэт во второй петербургской гимназии и в частной гимназии В. Бернеса. Экзамены на аттестат зрелости сдал экстерном, в 1875 году. В 1879 году Анненский окончил Петербургский университет по словесному разряду, историко-филологический факультет со степенью кандидата.
До конца жизни поэт служил по ведомству Министерства народного просвещения. Он преподавал древние языки, античную литературу, русский язык и словесность в средних учебных заведениях. В 1879 году состоялось венчание Анненского с его любимой женщиной Н. В. Хмара-Барщевской. Через год у них родился сын Валентин, будущий поэт, писавший под псевдонимом В. Кривин. В 1870 — 1880-ые годы Анненский пробует себя в стихах и переводах, известных только его близким и друзьям.
Эти ранние опыты поэт уничтожил в 1908 году, посчитав их подражательными и неталантливыми. В 1890-е годы Иннокентий Анненский совершил ряд поездок в Италию и Францию. Увлечение поэзией и прозой французских писателей, переводы их стихов дали толчок для развития творчества и самого поэта.
В 1909 году Анненский создал самые глубокие из своих «горьких, полынно-крепких стихов» : «Баллада», «Будильник», «Дождик», «Прерывистые строки», «Старые эстонки». Вторая книга стихов поэта — «Кипарисовый ларец» — пробудила жгучий интерес к Анненскому, его личности и его творчеству.
Жаль, что уже посмертно… В поэзии Анненского переплелись многие веяния и черты. Это влияние и символизма, и русского характера, русского взгляда на жизнь. Лирический герой поэзии Аннненского многообразен. Поэт всесторонне раскрывает внутренний мир своего героя, его психологическое состояние, его взгляды и настроения, вызванные событиями окружающего мира.
Часто герой Анненского живет в повседневности, в будничной жизни. Это — обычный горожанин, один из многих. Старая шарманка, будильник, выдохшийся воздушный шарик — таковы символы человеческих судеб у Анненского. Мне кажется, поэзии Иннокентия Анненского свойственны утонченность, интимность, замкнутость, психологизм.
Она замечает мгновенные ощущения жизни, душевные переживания человека, описывает и передает различные психологические состояния героя. Большинство произведений Анненского окутаны настроениями одиночества и тоски. Поэтому так часто, на мой взгляд, в его лирике встречаются картины увядания, сумерек, закатов. Для поэтического мира Анненского характерно постоянное противостояние мечты обывательской прозе жизни, которая напоминает что-то призрачное и кошмарное .
Поэтому в языке произведений поэта сочетаются возвышенные и прозаические тона. Это, как мне кажется, помогает передать изменчивость мира, его непостоянство. Лирический герой Анненского-поэта постоянно ощущает свое отчуждение от окружающего мира. Он осознает, что радость и счастье — мимолетны.
Каждую минуту они могут превратиться в свою противоположность — разочарование и несчастье. Такое неустойчивое, пограничное состояние лирического героя Анненский пытается передать через детали внешнего мира, сквозь призму поэтических строк: Скажите, что сталось со мной? Что сердце так жарко забилось?
Какое безумье волной Сквозь память привычки пробилось? В нем В волненье не чувствую сразу: С мерцающих строк бытия Ловлю я забытую фразу…
Особенности творчества одного из поэтов Серебряного века