Особенности жанра поэмы А. Ахматовой «Реквием»
А. А. Ахматова творила в очень сложное время, время катастроф и социальных Потрясений, революций и войн. Поэтам в России в ту бурную эпоху, когда люди Забывали, что такое свобода, часто приходилось выбирать между свободным Творчеством и жизнью.
Но, несмотря на все эти обстоятельства, поэты по-прежнему продолжали Творить чудеса: создавались чудесные строки и строфы. Источником Вдохновения для Ахматовой стали Родина, Россия, поруганная, но от этого Ставшая еще ближе и роднее. Анна Ахматова не смогла уехать в эмиграцию, так Как она знала, что только в России может она творить, что именно в России Нужна ее поэзия: Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам. Их грубой лести я не внемлю, Им песен я своих не дам». Но давайте вспомним начало пути поэтессы. Ее первые стихи Появились в России в 1911 году в журнале «Аполлон», а уже в следующем году Вышел и поэтический сборник «Вечер». Почти сразу же Ахматова была Поставлена критиками в ряд самых больших русских поэтов.
Весь мир ранней, а Во многом и поздней лирики Ахматовой был связан с А. Блоком. Муза Блока Оказалась повенчана с музой Ахматовой. Герой блоковской поэзии был самым Значительным и характерным «мужским» героем эпохи, тогда как героиня поэзии Ахматовой была представительницей «женской» поэзии. Именно от образов Блока Во многом идет герой ахматовской лирики. Ахматова в своих стихах является в Бесконечном разнообразии женских судеб: любовницы и жены, вдовы и матери, Изменявшей и оставляемой.
Ахматова показала в искусстве сложную историю Женского характера передовой эпохи, его истоков, ломки, нового становления. Вот почему в 1921 году, в драматическую пору своей и общей жизни, Ахматова Сумела написать поражающие духом обновления строки: «Все расхищено, предано, продано, Черной смерти мелькало крыло, Все голодной тоскою изглодано — Отчего же нам стало светло? » Так что в известном смысле Ахматова была и революционным поэтом. Но она всегда оставалась и поэтом традиционным, поставившим себя под Знамена русской классики, прежде всего, Пушкина. Освоение пушкинского мира Продолжалось всю жизнь.
Есть центр, который как бы сводит к себе весь остальной мир поэзии, Оказывается основным нервом, идеей и принципом. Это любовь. Стихия женской души неизбежно должна была начаться с такого заявления себя В любви. В одном из своих стихотворений Ахматова называла любовь «пятым Временем года». Чувство, само по себе острое и необычайное, получает Дополнительную остроту, проявляясь в предельном, кризисном выражении — Взлета или падения, первой встречи или совершившегося разрыва, смертельной Опасности или смертельной тоски, потому Ахматова так тяготеет к лирической Новелле с неожиданным, часто прихотливо-капризным концом психологического Сюжета и к необычностям лирической баллады, жутковатой и таинственной («Город сгинул», «Новогодняя баллада»).
Обычно ее стихи — начало драмы, или Только ее кульминация, или еще чаще финал и окончание. И здесь она Опиралась на богатый опыт русской уже не только поэзии, но и прозы: Слава тебе, безысходная боль, Умер вчера сероглазый король. …А за окном шелестят тополя: Нет на земле твоего короля». Стихи Ахматовой несут особую стихию любви-жалости: «О нет, я не тебя любила, Палила сладостным огнем, Так объясни, какая сила В печальном имени твоем». Мир поэзии Ахматовой — мир трагедийный. Мотивы беды, трагедии звучат в Стихотворениях «Клевета», «Последняя», «Через 23 года» и других. В годы репрессий, тяжелейших испытаний, когда ее мужа расстреляют, а сын Окажется в тюрьме, творчество станет единственным спасением, «последней Свободой».
Муза не покинула поэта, и она написала великий «Реквием». Таким образом, в творчестве Ахматовой отражалась сама жизнь; творчество Было ее жизнью.
Особенности жанра поэмы А. Ахматовой «Реквием»