От анализа текста — к сочинению
Готовь сани летом, а материалы к экзамену — осенью. Памятуя об этой нехитрой учительской пословице, мы начинаем печатать в первом номере нового учебного года цикл из десяти занятий по подготовке к ЕГЭ , разработанный нашим давним автором, Нелли Михайловной Пащук. Читатели помнят ее яркие и интересные материалы, комплексные консультации к сочинениям, которые выручали в предэкзаменационную пору многих коллег.
Предлагаемый Н. М. Пащук цикл занятий придет на помощь словеснику, желающему не просто натаскивать на экзамен, но продолжать формировать у ученика осмысленный навык создания связного и доказательного письменного текста.
И помните — до экзамена осталось всего ничего!
Введение
В части С1 КИМов по русскому языку предлагается написать сочинение по прочитанному тексту: сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором текста, выявить позицию автора, согласиться или не согласиться с его точкой зрения, а также привести не менее двух-трех аргументов. Задача, право, не из легких: по сути, работа ученика должна состоять из двух частей: первая — анализ текста; вторая — собственное сочинение-рассуждение по проблемам текста.
Приступая к выполнению работы, важно помнить, что сочинение не монолог, а диалог ученика с автором текста. Встреча автора и ученика будет интересной только тогда, когда второй научится понимать строение текста, его смысл, прочувствует каждое слово, фразу, интонацию автора.
Следует ли напоминать, что диалог должен вестись в корректной форме? Думаю, да, в противном случае не избежать «наказания» — вызвать негативную оценку экзаменатора и потерять баллы. К работе выпускника предъявляются серьезные требования — она должна показать:
— насколько глубоко и полно понят смысл текста;
— способен ли старшеклассник зрело судить о проблемах, затронутых в тексте;
— может ли он ясно и убедительно, вежливо и корректно изложить свою позицию, даже если она расходится с авторской;
— умеет ли грамотно излагать свои мысли, не нарушая норм литературного языка;
— выразительна ли его речь: эмоциональна, богата художественными средствами.
Предвижу и сомнения по поводу того, что невозможно соответствовать всем этим требованиям в рекомендованном объеме Сочинения — 150 слов. Но ведь это всего лишь рекомендации: можно и увеличить объем до 200-250 слов, тогда работа будет более полновесной и качественной. Вспомним русскую пословицу «Глаза боятся, а руки делают»; в нашем случае — «руки пишут».
Занятие № 1
Анализ публицистического текста
Публицистический стиль. — Теоретические основы анализа текста. — Практикум по анализу текста.
Публицистика — литературный жанр, посвященный рассмотрению актуальных тем общественно-политической жизни.
Публицистический стиль — стиль, используемый в общественно-политической и литературно-критической литературе, средствах массовой информации, устных выступлениях на собраниях, митингах.
Функциональная особенность : информативная и воздействующая функции.
Цель публицистического текста : информировать читателя о событиях в стране и мире, формировать общественное мнение.
Стилевые черты
Лексические:
— чередование книжных слов с экспрессивными;
— использование оценочной лексики;
— наличие клишированных выражений, например: Иметь значение, играть роль, главное событие И т. д.;
— фактографичность, документализм;
— использование неологизмов, окказионализмов ;
— использование в экспрессивных целях заголовков, вводных эпизодов, тропов, цитат, элементов других стилей .
Морфологические:
— употребление существительных с суффиксами — ость, — ство, — ние, например: Личность, Алчность, сотрудничество ;
— слов с интернациональными суффиксами и префиксами — изм, — ист, — ция, анти-, контр-, де — , например: Пацифизм, интеллигенция, антиисторический ;
— слов, образованных сложением основ, например: Общественно-политический, Социально-экономический и др.;
— употребление форм страдательных причастий прошедшего времени, например: Ознаменован, изготовлен.
Синтаксические:
— использование эллиптических конструкций;
— номинативных предложений;
— присоединительных и парцеллированных конструкций;
— сегментированных конструкций.
Теоретические основы анализа текста
По первым трем критериям оценки выполнения заданий с развернутым ответом проверяются умения ученика анализировать текст: 1) определять тему текста, формулировать проблему; 2) комментировать ее; 3) выявлять позицию автора. Следующий критерий позволяет проверить умение ученика создавать свой собственный текст. Рассмотрим каждый элемент подробно.
Тема
Тема — 1) предмет повествования, круг жизненных явлений, осмысляемых автором; 2) круг событий, служащий для постановки философских, социальных, этических, идеологических проблем.
Формулировка проблемы
Проблема — Сложный вопрос, задача, требующая разрешения, исследования.
Перечислим несколько способов формулировки проблемы:
1) в вопросно-ответной форме;
2) в виде предложения-тезиса, требующего пояснения;
3) в виде номинации темы;
4) с использованием лексических и синтаксических средств выразительности: лексического повтора, ключевых повторяющихся выражений , риторических вопросов, градации и др.;
5) в виде предложения-цитаты, отражающего основную мысль текста.
Комментарий проблемы
Комментировать — значит пояснять, толковать, делать примечания. Комментировать проблемы текста можно двумя способами.
1) «Я иду вслед за автором» .
2) «Свободный» комментарий, основанный на откликах, ассоциациях читателя.
Порекомендуем ученикам:
не пересказывать весь текст; не комментировать несформулированную проблему; не увлекаться чрезмерным цитированием текста.
В этой части работы можно использовать следующие выражения и вводные конструкции: автор заявляет; Ф. И. О делится своим пониманием проблемы; по убеждению автора …; совершенно очевидным, по мнению автора , является…
Автор. Позиция автора
Позиция автора — это его точка зрения. Автор неизменно выражает свое отношение к установкам, ценностным ориентирам героев или поставленным проблемам; раскрывает читателю свой духовный мир. Отношение автора к проблеме может быть либо сугубо индивидуальным, либо диалогичным ; к героям — отстраненным или родственным, но не нейтральным. Говоря о взаимоотношениях читателя и автора, Л. Н. Толстой писал: «Когда мы знакомимся с творчеством писателя, перед нами встают вопросы: «А ну-ка, что за человек?
Что нового можешь сказать мне о жизни?»» Вот так и мы, читая текст, должны спросить автора: что ты за человек, каков твой духовный мир, как ты оцениваешь этот мир и какова твоя позиция?
Аргументация своего мнения
Ученику необходимо выразить свое отношение к проблеме , поставленной автором текста, согласившись или не согласившись с ним. Это самая трудная часть работы, потому что надо не только высказать свое мнение, но и привести два-три аргумента. По типу речи эта часть сочинения не что иное, как рассуждение.
Следовательно, должен присутствовать Тезис . Тезисом может послужить точка зрения автора на проблему . Затем нужно привести аргументы в пользу или против выдвинутого тезиса и сделать вывод, то есть обобщить свои умозаключения. Аргумент — фактическое доказательство, логический довод, служащий основанием для доказательства.
К аргументам можно отнести примеры из истории, научных открытий, художественных произведений или фильмов. Это наиболее выигрышные аргументы. Не будем забывать о том, что в тексте может быть несколько проблем.
Посоветуем ученикам «не растекаться мыслью по древу» и прокомментировать одну заинтересовавшую его проблему.
Несколько полезных советов ученикам по этой части работы :
— соблюдайте фактологическую точность в приводимых примерах;
— указывайте точные даты, правильные названия произведений и их авторов, имена героев произведений, исторических лиц;
— приводите верные факты биографии, не искажайте исторические и культурные реалии;
— не допускайте этических ошибок: высокомерного или циничного отношения к автору текста;
— не проявляйте речевую агрессию, не выказывайте свою недоброжелательность, негативные эмоции: грубость, насмешку, употребление сниженной лексики.
Если вы не согласны с мнением автора, можно, например, использовать следующие речевые обороты: Пожалуй, наиболее спорной выглядит мысль о том…; позволю себе не согласиться с автором в той части, где он рассуждает о…; на этот счет у меня сложилось другое мнение…
Предложим учащимся отработать каждый элемент анализа на примере публицистической статьи В. П. Астафьева .
Практикум по анализу текста
Исходный текст
1) Рассказать о тех, кто снимает шапки с чужих голов?
2) Кто портит телефоны-автоматы?
3) Кто разрушает автобусные остановки просто так, с тоски и от буйства сил?
4) Кто стонет и визжит во время сеанса в кинотеатре, выражая свое эстетическое чувство?
5) Кто врубает на всю ночь проигрыватели, чтобы повеселить соседей?
6) Кто…
7) Но пакостников по сравнению с порядочными людьми все же не так много.
8) Откуда же такое чувство, что мы порой опутаны ими?
9) Не оттого ли, что мы примирились с ними, опустили руки?
10) Владимир Даль, опять же он, батюшка, давно и во все времена дающий нам точные ответы, называет пакость скверной, мерзостью, гадостью, злоумышлением, да еще дьявольским, и советует: «Всякую пакость к себе примени… На пакость всякого станет…»
11) Пакость чаще всего творится скрытно.
12) Если бы ее «засветили», если бы видно сделалось, она, быть может, и прекратилась, ибо пакость, хотя и не всегда любит и часто не приемлет зрителя, все же иногда и при зрителе происходит и для него делается.
13) Если бы пакостить негде было, не рыхлилась бы для нее почва, нечем бы стало ей прикрываться, пришлось бы нам кончать с очень многими дурными наклонностями.
14) Пакость многообразна, границы ее бывают размыты житейским морем или сомкнуты с некими нагромождениями, разломами, выносами.
15) Пакость может быть незаметной, но безвредной никогда не была и не будет.
16) Ох, сколько мы слов извели, сколько негодования высказали, сердце изорвали, нервы извели, вывесок больше всех грамотных народов написали, и все с приставкой Не — : «не курить!», «не бросать», «не переходить», «не шуметь», «не распивать».
17) И что же, пакостник унялся?
18) Притормозил?
19) Засовестился?
20) Да он как пакостил, так и пакостит, причем, по наблюдениям моим, особенно охотно пакостит под запретными вывесками, потому что написаны они для проформы и покуражиться под ними пакостнику одно удовольствие; ему пакостная жизнь — цель жизни, пакостные дела — благо, пакостный спектакль — наслаждение, и тут не помогут никакие уговоры, никакая мораль, даже самая передовая.
21) Не годится, тут лишь одно средство возможно, оно, это верное средство, мудрым батюшкой Крыловым подсказано более ста лет назад: «Власть употребить!»
22) И силу, добавлю я, всеобщую, народную.
От анализа текста — к сочинению