Отражение филосовских и социальных проблем в драме «На дне»
Достаточно продолжительное время в школьной практике бытовало однообразное, весьма упрощенное, толкование горьковской пьесы как социально-критического произведения. При этом драме никоим образом не отказывали в философском содержании, однако разговор о нем часто ограничивался стандартным указанием на спор с «утешительством» Луки плюс цитированием заключительного монолога Сатина. Обычной темой Сочинения по этой пьесе была тема «Обличение капиталистической действительности в драме М. Горького «На дне».
Естественно, что пьеса Горького глубоко социальна, о чем свидетельствуют и заголовок драмы , и место действия , и система персонажей с ее широчайшей «социальной градацией» . Неблагополучные судьбы персонажей напрямую говорят о социальном неблагополучии общества, язвы которого со столь мастерским колоритом описал Горький. Зададимся вопросом: играют ли определяющую роль в судьбе персонажей различия социального плана? Столь ли резко очерчена граница между хозяйкой ночлежки и ее временным любовником — ночлежником Пеплом либо между «представителем власти» Медведевым и рыночной стряпухой Квашней, к которой он сватается? Случайно ли одной из обитательниц этой самой ночлежки оказывается сестра хозяйки, Василисы?
Итак, попытаемся смоделировать какую-нибудь другую не слишком надуманную драматургическую ситуацию, в которой можно было бы свести вместе «бывших», будь то чиновник в казенной палате, телеграфист и скорняк, слесарь и артист. Судьба могла бы столкнуть их где угодно — на вокзале, рынке, трактире или провинциальной больнице. Важно, что большинство персонажей пьесы — «бывшие люди», утратившие свой прежний социальный статус. В свое время каждый из них был включен в свою систему социальных отношений и выполнял свою социальную роль. Теперь социальные различия между ними стерлись, что сделало их «просто» людьми.
Горький стремится найти ответ на вопросы, что делает человека человеком, что помогает и мешает ему жить, каковы пути к обретению человеческого достоинства. В первую очередь драма уникальна тем, что сложнейшие философские проблемы обсуждаются в ней «людьми улицы», необразованными или опустившимися, косноязычными или не находящими «нужных» слов. Диалог ведется на языке бытового общения, а порой — на языке склок, брани, пьяных стычек.
Именно в прозаическом, нарочито приземленном контексте впервые произносится в пьесе слово, которое станет ее лейтмотивом и важнейшей смысловой категорией. Это слово «правда», звучащее уже на первой странице пьесы. Правда и ложь — одна из двух важнейших смысловых оппозиций пьесы. Другая оппозиция, определяющая проблематику пьесы, формируется понятийной парой «правда» и «вера».
Позиции обитателей ночлежки определяются разным пониманием «правды» и разным отношением к «вере» и «мечте». Каждый из них уникален именно своим мышлением в противовес социальной биографии, определяющей, на первый взгляд, его место в системе персонажей.
Отражение филосовских и социальных проблем в драме «На дне»