Памятка для написания сочинения-рассуждения
Подготовка к ГИАПамятка для учащихся 9 классаВступление
Целью вступления является подготовка читателя к восприятию написанного вами текста.
При написании вступления можно использовать следующие приемы:
— Небольшое обобщение в котором необходимо показать, что тема Сочинения на лингвистическую тему актуальна. Например:
1. Глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, связанных с жизнью и деятельностью человека. Вот почему он занимает второе место по частоте употребления после имени существительного.
2. В своей речи мы постоянно используем местоимения. По частоте употребления они занимают третье место после имен существительных и глаголов.
— Цепь вопросительных предложений, которые помогут зафиксировать внимание на ключевых понятиях и сделать плавный переход к основной части сочинения. Например:
1. Почему писатель А. Югов считает, что «глагол — это самая живая часть речи «? В чем заключается значение глагола в предложении и в тексте? Почему по частоте употребления он занимает второе место после существительного?
2. Почему в речи мы употребляем местоимения? Разве нет им альтернативы среди других частей речи? Разве нельзя без них обойтись?
— Цитата в качестве зачина. Цитированный фрагмент не должен быть большим, а главное — он должен иметь прямое отношение к теме.
1. «Местоимения удобны и прагматичны, но в них нет «перелива красок » настоящего живого слова, они не могут иметь при себе характеризующего эпитета «, — так писал о местоимениях известный лингвист А. А, Реформатский.
2. «Глагол — самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая артериальная кровь языка «, — таково мнение писателя А, Югова, и, на мой взгляд, оно является правильным.
Помните, что вступление должно быть небольшим.
Основная часть
При написании основной части надо помнить, что вы пишите сочинение-рассуждение и что существует три вида рассуждений.
Рассуждение-доказательство имеет целью доказать истинность или ложность главного утверждения тезиса.
Основными языковыми средствами оформления рассуждения-доказательства являются:
— Вводные слова: во-первых, во-вторых, например, итак, таким образом, следовательно;
— Союзы: так что, поскольку, так как, если;
— Речевые обороты: предположим, что:; допустим что:; об этом свидетельствует:, это позволяет предположить.
Рассуждение — объяснение имеет целью объяснить содержание тезиса. В нем нет необходимости доказывать истинность или ложность тезиса, поскольку заранее известно, что главное утверждение истинно.
Для обеспечения логической связи между предложениями моно использовать:
— Слова-организаторы логических связей: потому что,, поэтому, вот почему;
— Слова, резюмирующие высказывание: это объясняется тем, что:; это зависит от:; это является следствием того, что;
— Вводные слова: например, таким образом.
Рассуждение-размышление включает в себя объяснение и доказательство, в котором необходимо привести примеры, указать причинно-следственные отношения. Рассуждение-размышление строится, как правило, в вопросно-ответной форме. В отличие от рассуждения-доказательства и рассуждения-объяснения, оно содержит в себе не один вопрос и ответ, а систему вопросов и ответов, последовательно дополняющих друг друга.
Основными языковыми средствами оформления рассуждения — размышления являются:
— Вводные слова: по-моему, на мой взгляд, как мне кажется, скорее всего, очевидно;
— Речевые обороты: я могу с уверенностью сказать, что:; я полагаю, что:; попытаемся разобраться:; можно сравнить; я согласна с тем, что.
Все названные виды рассуждений имеют общую схему построения:
Подведение к вопросу -> тезис -> доказательство тезиса -> выводы.
Подведение к вопросу обычно реализуется во вступлении. Здесь же может быть приведен и тезис. Но чаще тезис дается в основной части.
Тезис — это то, что доказывается или объясняется.
В основной части обязательно приводятся аргументы.
Аргументы — это доказательства, доводы, объяснения, обоснования, которые приводятся в поддержку тезиса.
Для связи тезиса и доказательства обычно используются следующие словосочетания: докажем это, это можно доказать так, это можно доказать следующим образом, это объясняется следующим, доказательством служит, об этом свидетельствует.
Выводы приводятся в заключении сочинения — рассуждения.
Памятка для написания сочинения-рассуждения