Перро как основоположник европейской литературной сказки
Мы до сих пор очень мало знаем об авторе волшебных сказок — Шарле Перро. За 300 лет мы забыли его настоящее имя и начинаем спорить: Шарль или Карл? А какое имя он дал своему младшему сыну — Пьер или Дерманкур? Больше того, встречаются научные работники, которые утверждают, что волшебные сказки написал не отец, а сын.
А что же мы все-таки знаем о Шарле Перро?
Знаем, что родился он в городе Турне 12 января 1628 года и, говорят, закричал так, что его было слышно в конце квартала,- пусть, дескать, все узнают о его появлении на свет. Предки сказочника — буржуа, торговцы. Отец уже не торговал — был адвокатом Парижского парламента. Мать, Пакетт Леклерк, была богатой невестой и принесла мужу немалое приданое.
У Шарля было пять братьев: Жан, Пьер, Клод, Николя и Франсуа. Шарль и Франсуа были близнецами. Но прожил брат-близнец Шарля недолго: всего шесть месяцев.
Сказочник всегда вспоминал своего брата и ощущал его отсутствие. Жан был адвокатом, Пьер 10 лет работал главным собирателем финансов Парижа. Клод был архитектором, медиком и физиком. Николя преподавал в Сорбонне.
Первые сказки Шарль услышал от прислуги и няни. Полюбил их с детства и даже взрослым слушал их с огромным удовлетворением. Хотя некоторые просвещенные люди в то время считали сказки несерьезными детскими игрушками, Перро видел в них не только фантастические события, а и полезную мораль, благодаря которым сказка и развлекала, и поучала человека одновременно.
Учился Шарль в Париже, в колледже Бове. Изучал юридические науки, древнюю литературу, химию, физику, богословие, философию. И будто бы — латынь и греческий язык. Также занимался фехтованием и танцами. Учитывая желание отца, юноша начал работать адвокатом. Потом, разочаровавшись в тогдашней системе судопроизводства, перешел к брату Пьеру в управление финансов.
В 1674 году Перро был вельможей — правой рукой Кольбера, первого министра, и решал иногда без него многие вопросы не только внутренней жизни Франции, но и внешней политики. Также он возглавлял комитет литераторов, был Генеральным секретарем Интендантства королевских зданий, контролировал работу мастерских гобеленов.
С 1671 года — член Академии наук (с момента ее создания).
Шарль Перро осмелился вступить в спор со сторонниками классицизма — литературного направления, очень распространенного во Франции XVII столетии, а именно — с Николя Буало, автором «Поэтического искусства» (трактата, посвященного основным принципам классицизма), очень известной и авторитетной личностью. Перро развенчивал античную культуру, которой так увлекались классицисты.
«Не только в науке, философии, а и в красноречии, поэзии, живописи, архитектуре, скульптуре, музыке,- утверждал он,- французы ни в чем не уступают грекам и римлянам, а в чем-то и превосходят их».
Однажды Буало с насмешкой спросил Перро, что же он даст людям вместо античной традиции. И Перро ответил: «Сказки! Народные сказки!».
В 1696 году Перро написал предисловие к своим сказкам, в котором четко разделил чопорный классицизм и скромную народную литературу. Как эхо далекого, еще недосягаемого мира, ворвались древние сказки в XVII столетие.
Стучали сказки в двери старинных замков и дворцов, и последние защитники античной морали бессильно опускали руки…
Конечно, сказке еще долго придется быть «падчерицей», и не скоро она займет на «литературном балу» надлежащее место. Понадобятся усилия многих талантливых людей, подражателей французского сказочника: немцев братев Гримм, россиянина Александра Афанасьева, датчанина Ганса Кристиана Андерсена и других, чтобы сказка стала «королевой» но все они пришли позднее. Шарль Перро был одним из первых. А это сложнее всего.
Шарль Перро открыто декларировал поучительное, воспитательное содержание своих сказок:
«Какие бы не были причудливые и фантастические разные эпизоды сказок — без сомнения, все они вызывают у детей желание походить на тех, кто достигает счастья, и вместе с тем страх накликать на себя несчастья, которые преследуют злых за их пороки… Тяжело себе представить, с какой жадностью эти невинные души, которые еще не потеряли естественной чистоты, воспринимают скрытые в сказках поучения. Они печальные и подавленные, когда герой или героиня сказки в беде, и вскрикивают от радости, когда приходит к ним счастье; таким же образом они переносят удачу злых героев и восхищены, когда видят, что те получают заслуженное наказание. Все это — семя, которое западает в душу и сначала вызывает в ней лишь радость или грусть, из которых, в скором времени вырастут хорошие наклонности».
Интересный факт.
Некоторые просвещенные люди того времени считали сказки несерьезными детскими игрушками, Перро видел в них не только фантастические события, а и полезную мораль, благодаря которым сказка и развлекала, и поучала человека одновременно.
Гобелен — вытканная вручную картина-ковер-картина. Расцвет производства гобеленов приходится на XVII-XVIII ст.
Классицизм — литературное направление, которое состояло в стремлении подражать давним авторам.
Интересный факт.
Ш. Перро в процессе полемики с классицистами создал книгу «Параллели между давним и новым по отношению к искусствам и наукам».
Перро как основоположник европейской литературной сказки