Первая публикация стихотворения «Пир Петра Первого»
Стихотворение «Пир Петра Первого» было напечатано на первой странице первого номера пушкинского журнала «Современник». Оно оказывалось своеобразным эпиграфом к «Путешествию в Арзрум», которое публиковалось вслед за «Пиром», развивая и конкретизируя идею стихотворения. Стоит напомнить, что в указе от 14 декабря 1835 года ничего не говорилось о декабристах, сосланных на Кавказ, в действующую армию Паскевича. В «Путешествии в Арзрум» Пушкин называл имена отличившихся в боях декабристов. Публикация «Пира Петра Первого» и «Путешествия в Арзрум», их внутренняя связь и обусловливали общественное лицо первого номера пушкинского журнала.
Острота создававшейся ситуации определялась еще и тем, что, печатая произведения, посвященные декабристам, требуя от царя примирения с ними, Пушкин не питал иллюзий — он уже понимал, что Николай I не может быть «пращуру подобен». Публикация «Пира Петра Первого» преследовала и парадоксальную цель: воздействовать на читателя не текстом, а тем, что было заложено в образной системе стихотворения сверх текста,- вызовом монарху. Напечатанное стихотворение как бы говорило — ведь вот мог бы и Николай I последовать такому славному примеру, мог бы… Да ведь не станет он следовать ему. Так и произошло, как предполагал Пушкин,- Николай не примирился с декабристами.
Публикация же в «Современнике» создавала эффект бестекстового осуждения императора — нет у него петровской широты натуры и мудрости главы государства. Злобная мстительность руководит его действиями: одних декабристов он не отпускает с каторжных работ, других, добывающих славу России, по-прежнему держит под пулями… Лучших людей отечества император продолжает гнать, преследовать, унижать.
Публикация «Пира Петра Первого» весной 1836 года — важное событие в русской общественной жизни и в гражданской биографии Пушкина. Десять лет спустя после восстания декабристов Пушкин, печатая стихотворение, подчеркивал духовную близость с «товарищами и братьями», подводил итог своих отношений с теми, кого правительство именовало государственными преступниками.
В этой связи следует рассматривать и попытки Пушкина получить разрешение на издание собственного журнала или альманаха. Так, в 1835 году он готовил к выпуску альманах, который программно и символически собирался назвать «Арпоп» (см. письмо Плетневу от 11 октября 1835 года).
Стихотворение оказывалось итогом и отношений с царем. Трагическая ситуация 1826 года обусловила возникновение доверия Пушкина к концепции просвещенного абсолютизма. Так появились «Стансы» и «Полтава». В «Медном всаднике» Пушкин с позиций историзма смог объяснить сложность и противоречивость правления Петра Первого, рассчитаться со своими иллюзиями. Поэма открыто корректировала «Полтаву».
Последним звеном пушкинской эволюции стало стихотворение «Пир Петра Первого». Отрицание эволюции ведет к навязыванию поэту идей, которые он преодолел. Факты и произведения Пушкина опровергают версию, что «Пир Петра Первого» «продолжает в этом отношении политическую линию, уже намеченную «Стансами» 1826), «Полтавой» (1828) и «Героем» (1830). «Пир Петра Первого» не продолжал, а отрицал политическую линию, занятую Пушкиным в «Стансах».
Пушкин-мыслитель одержал новую победу, он обрел возможность решать острейшие политические проблемы с позиций историзма.
Первая публикация стихотворения «Пир Петра Первого»