Первые поэмы и сонеты Шекспира
Труппу Бербеджа, лучшую в Лондоне, приглашали на гастроли во дворцы аристократов, выступала она и в придворном театре королевы. Шекспир завязал знакомства с молодыми вельможами, любителями искусств. Блестяще образованные юноши, графы Соутгемптон, Эссекс, Регленд были усердными посетителями общедоступных театров предместья и особенно ценили постановки труппы Бербеджа. Шекспир навещал графа Соутгемптона в его дворце, там он мог наблюдать нравы английской знати, слушать рассказы путешественников, побывавших в Италии и Греции. В кружке молодых аристократов, с которым сблизился Шекспир, увлекались поэзией, и граф Соутгемптон был в восторге, когда Шекспир посвятил ему в 1593 г. поэму «Венера и Адонис». Поэма, действительно, была великолепна, автор ее мог состязаться в поэтическом мастерстве с прославленными итальянскими образцами.
В 1594 г. Шекспир написал еще одну поэму — «Лукреция». В эти же годы Шекспир начал создавать цикл сонетов. Сборник его сонетов вышел только в 1608 г., но многие из них были в рукописях известны современникам гораздо раньше. В чеканных строфах Шекспир запечатлел многое из пережитого и передуманного. Главные темы его сонетов — дружба и любовь.
Любовь — над бурей поднятый маяк, Не меркнущий во мраке и тумане. Любовь — звезда, которою моряк Определяет место в океане.
Виртуозность стиха сочеталась в его сонетах с искренностью чувства, с философской глубиной мысли. Современники называли сонеты Шекспира сладостными. И столетия не угасили их свежести и силы. В более поздних сонетах звучат тяжелые раздумья поэта над своим веком, некоторые сонеты перекликаются с великими трагедиями Шекспира.
Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж Достоинство, что просит подаянья, Над простотой глумящуюся ложь, Ничтожество в роскошном одеянье. И совершенству ложный приговор, И девственность, поруганную грубо, И неуместной почести позор, И мощь «в плену у немощи беззубой, И прямоту, что глупостью слывет, И глупость в маске, мудреца, пророка, И вдохновения зажатый рот, И праведность на службе у порока. Все мерзостно, что вижу я вокруг, Но жаль тебя покинуть, милый друг.
Это один из поздних сонетов. А в 90-е годы Шекспир был еще полон жизнерадостных надежд, верил в возможность больших перемен в стране, в победу гуманистических идей. Он мог бы оставить ремесло актера и стяжать восторги избранных, став модным поэтом, но Шекспир не покинул общедоступного театра, остался вереи главному делу своей жизни.
Первые поэмы и сонеты Шекспира