Пьеса «На дне» как социально-философская драма
В 1902 году великий русский писатель М. Горький написал пьесу «На дне». В ней автор поставил вопрос, который остается актуальным до сих пор — это вопрос о свободе и назначении человека. М. Горький был хорошо знаком с жизнью низших слоев общества, и вид страдания, несправедливости вызывал в нем чувство острого неприятия действительности. Всю свою жизнь он искал образ идеального Человека, образ Героя.
Он пытался найти ответы на свои вопросы в литературе, философии, истории, в жизни. Горький говорил, что ищет героя там, «где нет обыкновенно людей». В пьесе «На дне» автор показал образ жизни и мышление именно тех людей, кого уже считают пропащими, бесполезными для общества.
Автор много раз менял название пьесы: «Дно», «Без солнца», «Ночлежка». Все они — безрадостные, унылые. Хотя по-другому и нельзя: содержание пьесы требует мрачных красок. В 1901 году писатель сказал о своей пьесе: «Это будет страшно…» Пьеса по своему содержанию довольно неоднозначна, но исказить или не понять ее основной смысл нельзя.
По литературному жанру пьеса «На дне» является драмой. Для драмы характерны сюжетность и конфликтность действия. На мой взгляд, в произведении четко обозначены два драматических начала: социальное и философское. О наличии в пьесе социального конфликта говорит даже ее название -«На дне».
Ремарка, помещенная в начале первого действия, создает унылую картину ночлежки. «Подвал, похожий на пещеру. Потолок — тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой… Везде по стенам — нары». Картина не из приятных — темно, грязно, холодно. Далее идут описания жильцов ночлежки, точнее, описания их занятий.
Чем они занимаются? Настя читает, Бубнов и Клещ заняты своей работой. Создается впечатление, что они работают нехотя, от скуки, без энтузиазма.
Все они — нищие, жалкие, убогие создания, живущие в грязной дыре. В пьесе присутствует и другой тип людей: Костылев, содержатель ночлежки, его жена Василиса. На мой взгляд, социальный конфликт в пьесе заключается в том, что обитатели ночлежки чувствуют, что они живут «на дне», что они оторваны от мира, что они лишь существуют.
У них у всех есть заветная цель , есть своя мечта. Они ищут в себе силы, чтобы противостоять этой уродливой действительности. И для Горького само стремление к лучшему, к Прекрасному — это замечательно.
Все эти люди поставлены в ужасные условия. Они больны, плохо одеты, часто голодны. Когда у них появляются деньги, в ночлежке немедленно устраиваются праздники.
Так они пытаются заглушить в себе боль, забыться, не вспоминать о своем нищенском положении «бывших людей». Интересно то, как автор описывает занятия своих героев в начале пьесы. Квашня продолжает спор с Клещом, Барон привычно насмехается над Настей, Анна стонет «каждый божий день…».
Все продолжается, все это длится уже не первый день. И люди постепенно перестают замечать друг друга. Кстати, отсутствие повествовательного начала является отличительной чертой драмы.
Если прислушаться к высказываниям этих людей, то поражает то, что все они практически не реагируют на замечания окружающих, говорят все одновременно. Они разобщены под одной крышей. Обитатели ночлежки, на мой взгляд, устали, устали от действительности, которая их окружает. Бубнов недаром говорит: «А ниточки-то гнилые…». В таких социальных условиях, в которые поставлены эти люди, обнажается сущность человека.
Бубнов замечает: «Снаружи как себя ни раскрашивай, все сотрется». Жильцы ночлежки становятся, как считает автор, «философами поневоле». Жизнь заставляет их задумываться над общечеловеческими понятиями совести, труда, правды.
Наиболее ярко в пьесе противопоставлены две философии: Луки и Сатина. Сатин говорит: «Что такое прав да?.. Человек — вот правда!.. Правда — бог свободного человека!» Для странника Луки такая «правда» неприемлема. Он считает, что человек должен слышать то, от чего ему будет легче и спокойнее, что для блага человека можно и солгать.
Интересны точки зрения и других обитателей. Например, Клещ считает: «…Жить нельзя… Вот она — правда!.. Будь она проклята!» Оценки Лукой и Сатиным действительности резко расходятся.
Лука вносит в жизнь ночлежки новый дух — дух надежды. С его появлением что-то оживает — и люди начинают чаще говорить о своих мечтах и планах. Актер загорается идеей найти лечебницу и вылечиться от алкоголизма, Васька Пепел собирается податься в Сибирь с Наташей. Лука всегда готов утешить и подарить надежду. Странник считал, что с действительностью надо примириться и смотреть на происходящее вокруг спокойно.
Лука проповедует возможность «приспособиться» к жизни, не замечать ее истинных сложностей и своих собственных ошибок: «Она, правда-то, — не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь…» Совсем иная философия у Сатина. Он готов обличать пороки окружающей действительности. В своем монологе Сатин говорит: «Человек!
Это — великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть…
Не унижать его жалостью… уважать надо!» Но уважать, по-моему, надо человека, который работает. А обитатели ночлежки будто чувствуют, что у них нет шансов выбраться из этой нищеты. Поэтому они так тянутся к ласковому Луке.
Странник удивительно точно выискивает что-то сокровенное в сознании этих людей и разукрашивает эти мысли и надежды в яркие, радужные тока. К сожалению, в тех условиях, в которых обитают Сатин, Клещ и дру гие обитатели «дна», подобное противопоставление иллюзий и реальное ти имеет печальный итог. В людях пробуждается вопрос: как и чем жить дальше? И в этот момент Лука исчезает…Он не готов, да и не желает отвечать на этот вопрос. Постижение истины завораживает обитателей ночлежки.
Наибольшей зрелостью суждений отличается Сатин. Не прощая «ложь из жалости «, Сатин впервые поднимается до осознания необходимости совершенствования мира. Несовместимость иллюзий и реальности оказывается очень мучительной для этих людей. Актер обрывает свою жизнь, Татарин отказывается молиться Богу… Уход из жизни Актера — шаг человека, не сумевшего осознать подлинную правду.
В четвертом действии определяется движение драмы: в сонной душе «ночлежки» пробуждается жизнь. Люди оказываются способными чувствовать, слышать друг друга, сопереживать. Скорее всего, столкновение взглядов Сатина и Луки нельзя назвать конфликтом. Они идут параллельно.
На мой взгляд, если объединить обличающий характер Сатина и жалость к людям Луки, то получился бы тот самый идеальный Человек, способный возродить жизнь в ночлежке. Но такого человека нет — и жизнь в ночлежке остается прежней. Прежней внешне.
Внутри происходит какой-то перелом — люди начинают больше задумываться о смысле и цели жизни. Пьесе «На дне» как драматическому произведению присущи конфликты, отражающие общечеловеческие противоречия: противоречия во взглядах на жизнь, в образе жизни. Драма как литературный жанр изображает человека в остроконфликтных, но небезысходных ситуациях.
Конфликты пьесы действительно небезысходны — ведь все-таки побеждает активное начало, отношение к миру. М. Горький, писатель, обладающий удивительным талантом, в пьесе «На дне» воплотил столкновение различных взглядов на бытие и сознание. Поэтому эту пьесу можно назвать социально-философской драмой. В своих произведениях М. Горький часто раскрывал не только обыденность жизни людей, но и происходящие в их сознании психологические процессы. В пьесе «На дне» писатель показал, что соседство доведенных до жизни в нищете людей с проповедником терпеливого ожидания «лучшего человека» обязательно приводит к перелому в сознании людей.
В ночлежниках М. Горький запечатлел первое, робкое пробуждение человеческой души — самого прекрасного для писателя.
Пьеса «На дне» как социально-философская драма