«Песнь о Сиде» и испанский героический эпос
1. Появляются: христианские мотивы, большая по сравнению с ранним средневековьем реальность географического и исторического контекста, изображение сеньориально-вассальных отношений. Новые средства героизации персонажей: рыцарь обязательно знатный.
2. Народная поэзия
Исполнители (во многом и авторы) — профессиональные певцы-потешники, во Фр. — жонглеры, в Исп. — хуглары, в Герм. — шпильманы. Сначала их ƒ: общая развлекательная — для всех, потом — разделились на потешников и исполнителей «высоких жанров» — эпоса и духовных стихов.
Свойства творчества жонглеров:
· происхождение из народной песни · стиховая напевная форма · фольклорность — продукт коллективного творчества поколений певцов — нет автора · хорошо известный сюжет — основа для современных вариантов
3. Героический эпос — вид народной поэзии. На примере французского.
· жанр — большая поэма, слагались певцами из среды дружинников, клерикальной среды, исполнялись — жонглерами. · назывались «шансон де жест» (песня о деяниях). · от 1000 до 2000 строк, тирады (лессы)- от 5 до 40 стихов — на одном дыхании, 10-сложные, с цензурой после 4/6 слога · в основном — не рифмованные (→у трубадуров), заканчивались ассонансом (гласные), на них — ударение
3. Темы:
· оборона от внешних врагов (мавров = сарацин, норманнов, саксов) (смысл жизни, суть феодализма: феодал не собственник земли, а защитник) · верная служба сеньору, королю · феодальные распри
1. В испанском эпосе сильно отразились политические события:
· борьба с маврами с целью реконкисты (захват маврами — 711) · раздоры между феодалами — изображались как великое зло, как измена родине · борьба за свободу Кастилии (от королевства Леон, единственного, которое не было захвачено)
2. Героический эпос — вид народной поэзии.
· основа — лиро-эпические песни и устные предания · жанр — большая поэма, слагались певцами из среды дружинников, клерикальной среды, исполнялись — хугларами. · состоят из серии строф неравной длины, связанных ассонансом (как французский) · но написаны народным — «неправильным» размером — стихами с неопределенным количеством слогов (8-16)
«Песнь о Сиде»
Сид — лицо историческое (Родриго Диас де Бивар), герой двух поэм: «ПоС» (ранняя, близка к истории — писалась еще «при свидетелях», Сид умер 1099) и «Родриго» и много романсов. Жил XI. Прозвище сид = «господин» (ненависть и страх к нему). Имена, факты реальные. Альфонс VI — король Кастилии, благоволил к Леону и ненавидел Сида, изгнал его. В поэме с ним уходят его вассалы, на деле вассалы в большинстве остаются, а к нему присоединяются все недовольные вообще политикой Альфонса. Тот долго был наемником, потом отвоевал Валенсию. Потом Сид помирился с Альфонсом, и они воевали против мавров. Великий деятель реконкисты — народный герой, «мой Сид».
1. Поэма содержит 3735 стихов и распадается на две части:
· об изгнании · о свадьбе и об оскорблении дочерей.
2. Особенности:
· формульность, повторы · более сухой и деловой способ изложения, чем в Роланде · обилие бытовых черт, семейная тематика. Сиду 50 лет, жена, 2 дочери. · нет гиперболизма и элемента сверхъестественного (ни сказочного, ни христианского) · отсутствует исключительность рыцарских чувств — приземленность, Сид в первую очередь расчетливый хозяин · «заниженность» Сида — сказано, что он «инфансон» (владелец вассалов), (был грандом)
«Песнь о Сиде» и испанский героический эпос